Язык показать фото


Болезни, которые можно идентифицировать по языку

Автор:
02 сентября 2015 19:27

Глаза, как мы знаем, являются зеркалом души. А язык – индикатор нашего организма.
У здоровых людей язык светло-розовый, с влажной и равномерной поверхностью: без пятен, язвочек и бороздок. Сосочки на языке хорошо различимы.

Появление налета на языке может свидетельствовать о разных заболеваниях, но иногда в незначительной форме наблюдается и у здорового человека. В частности, у подростков в период полового созревания может образовываться налет из-за гормонального скачка. Допустимым считается легкий, белый и без запаха налет, через который можно разглядеть розовый цвет языка.
Кстати, летом налет более выражен, но хорошо видны сосочки слизистой оболочки, осенью налет – суше и светлее, а зимой бывает желтоватого оттенка. А еще важно соблюдать гигиену полости рта: использовать специальные зубные щетки с ребристой тыльной поверхностью для языка.

Здоровый язык. Цвет равномерно розовый, язык влажный, без налета, бороздок, пятен и пр. Это показатель того, что желудок и пищеварительная система хорошо функционируют. Легкий белый налет. Свидетельствует о проблемах с желудочно-кишечным трактом или печенью. Для установки более точного диагноза (пониженная кислотность, язва желудка и пр.) следует обратиться к врачу. Интенсивный слой белого налета. Толстый слой белого налета сигнализирует, что некоторые системы в организме не выполняют полноценно свои функции. В том числе это может свидетельствовать о наличии вирусной инфекции. Желтый налет. Этот признак заболеваний печени или желчного пузыря. Также появляется при плохом пищеварении, запорах. Покрытый бороздками и неравномерно окрашенный язык. Так называемый «географический» язык — признак желудочно-кишечных недугов. Если бороздки так глубоки, что похожи на трещинки — это сигнал о повышенном содержании сахара в крови. Установить точный диагноз поможет специалист. Бледно-белый язык. Белый или бледный цвет языка свидетельствует о пищеварительных заболеваниях. Этот признак часто сопровождается жидким стулом, холодными руками и ногами, усталостью, а также иногда вздутием живота. А чрезмерно бледный и сухой язык нередко указывает на дефицит крови, что может сопровождаться головокружением, чувством тревоги, нарушением памяти, бессонницей, потрескавшимися губами, анемией. Ярко-красный язык. Язык ярко-красного цвета почти всегда сигнализирует об инфекции в организме. Красные точки на языке могут быть признаком температуры или воспалительных процессов в крови. У детей так может проявляться реакция иммунитета на инфекцию. А темно-красный цвет – признак нарушения работы почек или интоксикации организма. Язык с красным кончиком. Кончик языка индикатор области сердца. Если же кончик языка покраснел без наличия болезни. то это может указывать нервные потрясения.

fishki.net

10 типов заболевания с примерами фотографий

Глоссит языка – это самое распространенное воспалительное поражение тканей языка, которое может возникнуть из-за множества разных причин. Во всех случаях необходимо лечение патологии, т.к. она доставляет боль и дискомфорт, ухудшает качество жизни. Кроме того, она может быть заразной, что небезопасно для окружающих, а может перерасти в раковую опухоль и даже привести к летальному исходу. Чтобы вы помнили, что язык – важный индикатор процессов, протекающих в организме, и могли своевременно обратиться за помощью, редакция портала UltraSmile.ru расскажет обо всех возможных видах глоссита.

1. Поверхностный тип

Вообще заболевание может затрагивать разные области слизистой, но поверхностная разновидность поражает только ее верхний слой. Поверхностный глоссит языка можно увидеть на фото.

На фото показан поверхностный глоссит языка

Начинается все с малого – катаральной стадии заболевания. Сначала слизистая становится отечной, а при визуальном осмотре заметно, что она покрыта плотным налетом. Если в этот период не начать лечения или не до конца вылечить патологию, то следом развивается язвенная форма – на слизистой появляются небольшие болезненные афты, которые могут кровоточить.

Что такое глоссит языка? Это заболевание, которое, как и множество других стоматологических патологий, может протекать в острой и хронической стадиях. Оно может иметь ярко выраженные симптомы или вялотекущий воспалительный процесс, который долгое время будет оставаться незамеченным, подрывая ваше здоровье. Вот почему так важно своевременно проходить профилактические осмотры у стоматолога и терапевта.

2. Глубокий тип

Глоссит, как на фото, поражает всю поверхность и толщу языка. На фото видно, что заболевание затронуло корень, уздечку.

При глубокой форме язык поражается полностью

Характеризуется образованием гнойников, ухудшением состояния пациента, пульсирующей резкой болью. Язык опухает, из-за чего затруднена речь, нарушен процесс пережевывания и глотания пищи, а также дыхания. Если не начать лечение, то у человека образуется абсцесс или флегмона, распространяющаяся на окружающие ткани вплоть до шейных участков.

3. Десквамативный

Глоссит на языке, как на фото, по-научному называется десквамативным, мигрирующим или эксфолиативным, но в народе это заболевание более известно как «географический язык», потому что по виду оно напоминает географическую карту с четко очерченными материками в виде ярко-красных участков пораженной слизистой.

На фото показан географический язык

Заболевание чаще развивается у прекрасной половины человечества, чаще в период беременности при нарушении обмена веществ, когда будущей маме не хватает витаминов и полезных питательных минералов. Также патология нередко развивается на фоне хронических поражений ЖКТ, ожогов слизистой и острых аллергических реакций.

Стоит знать, что такая форма редко переходит в острую стадию, поэтому при появлении характерных признаков не надо ждать сопутствующих симптомов, таких как боль или отечность, – нужно сразу обращаться к врачу.

4. Гунтеровский

Глоссит Меллера — Гунтера – это форма заболевания, при которой у пациента визуально гладкий язык. Основные причины: дефицит фолиевой кислоты и витамина В12, анемия. На фото видно характерную картину патологии – пораженный орган блестит и выглядит, как лакированный. Это происходит вследствие атрофии сосочков языка и истончения эпителиального покрова. При касании и механическом воздействии отмечается резкая болезненность.

Интересно, что характерные признаки этой разновидности могут появляться еще задолго до того, как будут выявлены симптомы основного заболевания (в частности, анемии), повлекшего за собой глоссит.

При данной патологии язык блестит

«Однажды утром проснулась, как ни в чем не бывало пошла чистить зубы и, открыв рот, обалдела – язык был малинового цвета и блестящий, чуть припухший. Было ощущение, что его долго терли наждачкой, а потом покрыли слоем прозрачного лака. Ужас! При этом ни боли, ни других признаков не было. Подождала несколько дней, ничего не изменилось, в принципе, сразу начала читать, что это может быть. Потом пошла к терапевту. После обследования поставили диагноз – «глоссит Гунтера — Меллера» и, кажется, «атрофия языка». В принципе, лечение было довольно простым, но неизвестно, что бы было, если бы я не была такой паникершей и сразу не пошла к специалистам…»

Ольга, отзыв с сайта woman.ru

5. Ромбовидный язык

Поражение локализуется на спинке органа, находящиеся в этой области ткани вследствие утолщения эпителия приобретают четко очерченную овальную или ромбовидную форму. Ромбовидный глоссит языка, как на фото, протекает хронически, но с периодами обострения. Нередко рецидивирует. Если не проводить лечение, то на пораженных тканях появляются новообразования, похожие по виду на папилломы или бородавки, покрытые ороговевшим эпителием. Может перерасти в злокачественную опухоль.

Так выглядит ромбовидный глоссит

6. Складчатая форма

Название говорит само за себя. Эта форма глоссита имеет следующие визуальные симптомы: складки, бороздки, наличие продольных и поперечных линий. Интересно, что большинство пациентов обращается за помощью и проходит лечение только из-за жалоб на визуальный дефект и необычный вид языка, т.к. другими признаками патология себя практически не проявляет.

На фото показан складчатый язык

Несмотря на отсутствие боли и дискомфорта, складчатую форму заболевания необходимо лечить, т.к. бороздки и складки являются отличным местом для скопления болезнетворных бактерий и мельчайших частиц пищи, а тщательную гигиену этих областей провести практически невозможно. Из-за отсутствия лечения у пациента могут появиться серьезные воспалительные процессы в полости рта и абсцессы, удаление которых потребует хирургического вмешательства и долгой медикаментозной терапии.

Всю правду о складчатом языке, причинах его появления обязательно читайте в тематической статье на сайте.

7. Волосатый черный язык

Такое воспаление языка, как на фото, является следствием разрастания и ороговения сосочков. Главные провокаторы развития заболевания – механические и химические повреждения, длительный прием антибиотиков, невылеченный кандидоз полости рта. Пациент при данной патологии испытывает не самые приятные ощущения. Во-первых, нитевидные сосочки на слизистой могут разрастаться до 1-2 см в высоту. Во-вторых, пораженные участки приобретают черный цвет, что выглядит эстетически некрасиво и заставляет всегда держать «язык за зубами». Плюс проявляется и физический дискомфорт: чаще всего больные жалуются на рвотные позывы и першение в горле.

На фото показан волосатый черный глоссит

8. Атрофическая, или пеллагрическая форма

При данной патологии воспаленный язык, как на фото, существенно не изменяет своего естественного окраса, но он становится очень гладким, из-за чего его легко спутать с гунтеровской разновидностью. Однако здесь атрофия сосочков более ярко выражена, при отсутствии лечения они уменьшаются и могут даже полностью исчезнуть со слизистой оболочки. В редких случаях происходит и уменьшение самого мышечного органа.

Атрофическая форма характеризуется гладкостью языка

Заболевание обусловлено острой нехваткой витаминов в организме, а также недостатком никотиновой кислоты.

9. Интерстициальный, или склерозирующий

Глоссит, показанный на этом фото, возникает у взрослых из-за наличия такого серьезного заболевания, как сифилис. Симптомы: пораженные мышцы постепенно замещаются фиброзной соединительной рубцовой тканью, сосочки полностью сглаживаются, появляются болезненные трещины и трофические язвы. Орган приобретает бугристость, т.к. очаги воспаления разрастаются неравномерно. Внешне напоминает стеганное одеяло. У пациента затруднено движение языка, нарушены функции глотания и жевания, изменена речь. И если своевременно не провести лечение, то есть риск онкологического течения болезни в очагах воспаления.

Кандидамикотический глоссит возникает при сифилисе

10. Кандидамикотический, или дрожжевой

Воспаление на языке, представленное на следующем фото, вызвано дрожжеподобными грибами рода Candida. В данном случае вся слизистая мышечного органа покрыта плотным серым налетом, отмечается также гиперемия и отечность, а заболевший человек испытывает болезненное жжение и зуд, ему больно принимать и пережевывать пищу. Также отмечается сильная сухость во рту.

На фото показан кандидамикотический глоссит

Читайте статью по теме: 7 цветов налета на языке – как не пропустить опасное заболевание.

Как видите, форм глоссита очень много, также существуют герпетический, язвенный, флегмонозный, лепрозный. Каждая из них имеет симптомы, отличающие ее от других видов, и каждая требует незамедлительного лечения. Однако, чтобы лечение было правильным, необходимо понимать, какая именно причина послужила стартовым толчком для развития заболевания.

Основные причины развития патологий

Многие люди задаются вопросами о том, чем и как лечить глоссит языка. Но, как мы уже отмечали выше, прежде чем назначить комплекс лечебных мер, сначала нужно узнать, какая форма патологии у пациента, и какой именно причиной она вызвана.

Проблемы полости рта Заболевания организма Сопутствующие факторы
  • стоматит,
  • кандидоз,
  • разрушенные зубы,
  • неправильно установленные протезы, которые травмируют слизистую,
  • гальванический синдром,
  • множественный кариес,
  • нарушение микрофлоры полости рта,
  • минерализованный налет и камень на зубах.
  • корь, дифтерия, скарлатина,
  • болезни крови,
  • заболевания ЖКТ: например, гастрит,
  • красный плоский лишай, ангина,
  • дисбактериоз,
  • сифилис, туберкулез,
  • авитаминоз и гиповитаминоз,
  • нарушение функции печени и почек,
  • вирус герпеса,
  • глистные инвазии.
  • плохая гигиена полости рта,
  • термические ожоги и механические повреждения слизистой,
  • употребление кислой, горячей, острой пищи,
  • работа на вредном производстве: в частности, в области химической промышленности,
  • алкоголь и курение,
  • длительная антибиотикотерапия.

 

Думаете, что у вас глоссит языка и не знаете, что делать? Даже незначительные симптомы патологии и небольшой дискомфорт – повод обратиться к врачу, который проведет комплексное обследование (осмотр, мазок или соскоб, анализы крови и БАК-посев, гистологию), поставит точный диагноз и назначит лечение.

Как проводится лечение?

Основное лечение будет направлено на устранение болезни или патологии, повлекшей за собой последствия в виде глоссита. Также пациенту будет назначена антисептическая обработка полости рта (например, «Хлоргексидином»), противовоспалительная терапия, ранозаживляющие и регенерирующие клетки слизистой мази («Солкосерил», витамин А, масло шиповника), витамины, анестезирующие препараты и аппликации. Ороговевшие участки пораженных тканей удаляют при помощи оперативного вмешательства. При наличии абсцессов и гнойников проводят их вскрытие и дренирование. При грибковых инфекциях назначают антибиотики.

«Хлорофиллипт» назначается для обработки полости рта

Во время лечения необходимо также соблюдение щадящей диеты, исключение твердой, острой, соленой, кислой и горячей пищи, которая может травмировать слизистую и доставить дополнительный дискомфорт.

Заразен ли глоссит?

Для многих людей становится неожиданностью тот факт, что заболевание действительно может быть заразным. Здесь нужно понимать, что если глоссит языка возник на фоне неинфекционных причин, например, механических травм и ожогов, то он не заразен. Если же причиной его развития послужили инфекции, вирусы и бактерии, например, стафилококк, стрептококк, вирус герпеса или грибы кандида, то патология может стать опасной не только для вас, но и для окружающих, членов семьи.

К тому же глоссит на языке может свидетельствовать о наличии у вас неполадок в организме, которые опять же могут быть заразными для посторонних: дифтерия, глистные инвазии, ангина, скарлатина, сифилис.


Notice: Undefined variable: post_id in /home/c/ch75405/public_html/wp-content/themes/UltraSmile/single-item.php on line 45

Notice: Undefined variable: full in /home/c/ch75405/public_html/wp-content/themes/UltraSmile/single-item.php on line 46

Оцените статью:

Загрузка... язык

Консультирующий специалист

Комментарии

Темы

Акции

Обсуждаемые темы

ultrasmile.ru

Забавные животные с высунутыми языками (24 фото)

Если для человека высунутый язык означает желание состроить рожицу, чтобы кого-то рассмешить или выразить определённые эмоции, то среди животных это действие, в главной степени, продиктовано природой: облизать своего детёныша, проявляя любовь, как большинство млекопитающих, легче перенести жару, как собаки, понюхать воздух, пробуя его "на вкус", как ящерицы и змеи. В обоих случаях это выглядит всегда забавно и смешно. Надеемся, эти юмористы поднимут вам настроение:

Поделись позитивом с друзьями! Спасибо! :)
 


Смотрите посты по теме:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт фото и видео приколов БУГАГА.РУ, как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо зайти на сайт под своим именем.

Зарегистрированные пользователи имеют ряд преимуществ, в том числе могут комментировать посты и почти не видят рекламу.



Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

bugaga.ru

о чем говорит цвет языка при заболеваниях, определение диагноза

Во многих древних государствах, где была развита медицина, люди верили в скрытые связи между различными органами. Некоторые медики пытались найти ответы о здоровье человека, обследуя его язык. Наука развивалась, и многие взгляды на диагностику болезней по языку изменились, но даже современные врачи находят доказательства этой связи.

Современные доктора считают, что те или иные свойства языка не указывают на точный диагноз, но они помогают узнать направление диагностики. Так что время от времени желательно смотреть на этот орган и обращаться к доктору, если изменяется его цвет или форма.

Диагностические признаки

Если процессы жизнедеятельности уравновешены, организм функционирует без сбоев, человеческий язык имеет здоровый внешний вид. Это проявляется в его гладкой, бархатистой поверхности, равномерном розовом цвете и прозрачном налете из слюны. Не должно быть дискомфорта, жжения, покалывания или отсутствия чувствительности на каких-либо участках.

Фото: язык здорового человека

В организме человека патологии определяют по таким характеристикам:

  • Цвет и его равномерность на поверхности языка.
  • Запах, цвет и консистенция налета.
  • Рельеф.
  • Форма органа и линии посередине.
  • Движения.
  • Ощущение вкуса.

Диагностику здоровья по языку следует проводить так: высунуть его максимально, посмотреть в зеркало и проанализировать все указанные характеристики. За ощущениями вкуса и осязания, накоплением налета нужно наблюдать в течение дня. Все особенности, которые удалось определить, следует сравнить с текстовыми описаниями.

Если пациент рассказывает доктору об изменении состояния здоровья и результатах диагностики по языку, ему назначается обследование для уточнения диагноза.

Соответствие зон языка внутренним органам

Древние китайские врачи определили, что каждый участок этого мышечного органа связан с определенной стихией. Современная медицина установила, как зоны языка человека связаны с болезнями внутренних органов. Соответствие приведено в таблице:

Зона Стихия Органы
Кончик языка Огонь Тонкий кишечник, сердечная мышца
Поперечная полоса между кончиком и центральной областью Металл Толстая кишка, иммунитет, дыхательная система
Середина Земля Желудок, селезенка, поджелудочная железа
Боковые стороны Дерево Желчный пузырь, печень
Задняя часть Вода Органы внизу живота, репродуктивная и мочевыделительная системы
Складка, делящая язык на левую и правую части Позвоночник

Для более информативного диагностирования нужно учитывать и общее состояние языка, и состояние отдельных его участков. Важно понимать, что врач делает выводы не только по косвенным внешним изменениям, но и по результатам лабораторных, инструментальных исследований, и при постановке диагноза следует больше опираться на подтверждаемые анализами выводы.

Диагностика по цвету: о чем говорит цвет языка

Окраска данного органа частично зависит от оттенка его собственных тканей, частично – от накопившегося на нем налета. Изучая цвет языка, можно определить, о чем говорит данный признак, и отправиться к терапевту для проверки своих предположений. Ниже представлено соответствие цвета налета языка и болезней, которые могут быть с этим связаны:

  • Обложенный желтоватый язык – симптом неправильного функционирования печени, ЖКТ и признак курящих людей.
  • Ярко-красный налет – наличие гематологических и сердечно-сосудистых патологий.
  • Красноватый налет – признак воспаления инфекционного или неинфекционного происхождения.
  • Темно-красный налет – проявление интоксикации.
  • Красный кончик языка – симптом болезней органов таза.
  • Бордовый налет – наличие острых инфекций.
  • Малиновый – проявление тяжелой инфекции с сильной лихорадкой.
  • Голубой, фиолетовый язык – симптом заболеваний легких или сердца.
  • Синий налет – признак болезней почек.
  • Серый – наличие хронических заболеваний ЖКТ.
  • Черный налет – признак заражения хромогенным грибком или состояния ацидоза.
  • Бледность – симптом инфекции грибкового происхождения, ОРВИ, анемии, обезвоживания тканей, истощения организма.
  • Бледная нижняя сторона языка у человека – признак болезней печени и связанного с ней желчного пузыря.
  • Грязно-серый налет – последствие жизнедеятельности паразитов.

Присутствие пятен

Цвет языка при некоторых заболеваниях неравномерный, могут наблюдаться отчетливые или неясные пятна, полоски:

Диагностика по форме

Определение заболевания человека по языку строится также на анализе его очертания и формы средней линии:

Форма языка Определение болезни по языку
Тонкий Метаболические сбои
Толстый Нарушение функционирования ЖКТ и печени
Длинный Проблемы с работой сердца
Выпуклый Легочные патологии
Отечный Нарушенные процессы пищеварения
Кривизна средней линии Патологии позвоночника
Один бок языка примыкает к щеке Патологии мозгового кровообращения, инсульты
Язык сменил форму и рельеф Гипо- или авитаминоз

Человеку без медицинского образования по фотографиям или описанию сложно определить, какая форма органа является для него нормой. Так, толстый язык можно ошибочно принять за отечность. Поэтому самостоятельно делать выводы о состоянии здоровья и лечении не следует, лучше обратиться к доктору и рассказать ему о своих предположениях.

Характер рельефа

Нормальные вкусовые сосочки формируют ровную, бархатистую поверхность. По рельефу языка можно определить заболевание у взрослого или ребенка, как это сделать:

  • Фото: симптом «лакированного языка»

    Излишняя шероховатость свидетельствует об обезвоживании, проблемах со слюнными железами, передозировке антибиотиками, атропиновыми препаратами или жирорастворимыми витаминами.

  • Повышенная шероховатость на сухом языке человека, иногда с отпечатками зубов, может рассказать о болезни ЖКТ, бывает при аппендиците, кишечных инфекциях, язвенных патологиях. Если к сухости прибавляются трещины, неровные края – это возможный признак диабета.
  • «Кардинальский язык»

    Симптом «лакированного языка», при котором поверхность становится излишне гладкой из-за атрофии вкусовых сосочков, наблюдается при колитах, раке желудка или проблемах со всасыванием витамина B

  • Диагностика по цвету языка и его рельефу наглядна при пеллагре – гиповитаминозе никотиновой кислоты и витамина B. Язык выглядит ребристым из-за трещинок и покрывается сложно удаляемым коричневым налетом. Затем формируется алый «кардинальский язык», показанный на изображении справа. На поздней стадии проявляется «лакированный язык».
  • Фото: «географический язык»

    Чередующиеся нормальные и воспаленные сосочки формируют «географический язык» – своеобразный рисунок с бороздками, который чаще встречается у детей-аллергиков или при психических расстройствах. Проекция пятен на внутренние органы поможет диагностировать, какой именно орган страдает от пищевой аллергии, авитаминоза, атопического дерматита.

Движения и чувствительность

В норме человек осуществляет движения языком без затруднений, без дрожи и боли в мышце. Если имеются болезни нервной системы и неврастенические синдромы, появляется характерное дрожание, а при инсультах пациентам трудно жевать и разговаривать. При кровоизлияниях в мозге частично или полностью отсутствует и чувствительность вкусовых рецепторов, и осязание поверхности.

Причины дрожи могут быть не только неврологическими, но и эндокринными. Прогрессирование болезней мозга на поздних стадиях приводит к уменьшению размеров мышцы.

При появлении нехарактерных ощущений, жжения, следует обратиться к невропатологу. Если болит только поверхность органа, он покрыт налетом, бледнеет, нужно показать его стоматологу, это может быть признаком воспаления слизистой оболочки – стоматита.

Функция вкусовых сосочков также используется при диагностике заболеваний по языку, она может меняться при ожогах, курении или гормональных сбоях и часто сопровождается накоплением налета.

У беременных перемена вкусовых предпочтений и отвращение к нормальной пище может появляться в первом триместре или сохраняться на все 9 месяцев. У некоторых женщин эта особенность является первым признаком успешного зачатия.

Профилактика заболеваний языка

Чтобы снизить риск возникновения болезней самого языка и других органов, нужно следить за своим питанием, распорядком дня, меньше контактировать с инфекционными больными. Уход за самим языком должен быть не менее тщательным, чем за зубами.

Скапливающийся налет, особенно у больных людей, – место массового размножения бактерий и грибков. Если вовремя его не удалять, он станет источником инфекционных патогенов, способных проникнуть в любую часть тела.

При чистке ротовой полости полезно использовать зубные щетки, имеющие ребристую заднюю поверхность для очищения языка от налета, или специальные ложки, скребки. Но применять их нужно осторожно, чтобы не повредить вкусовые сосочки и слизистую оболочку. После очистки желательно использовать аптечные растворы для полоскания или готовить домашние отвары трав.

Стоит ли проводить диагностику по языку

Медики уже несколько сотен лет изучают вопрос о том, какие болезни можно определить по языку. Результаты исследований древних и современных ученых показывают, что эта связь существует, но ее нужно правильно понимать и оценивать. Если у здорового человека появились неровности или изменился цвет налета, такое явление может быть самым первым симптомом болезни, которая проявится в будущем другими отклонениями.

Есть предположение, что отпечатки заболевания проявляются на данном органе за несколько дней до его клинических признаков, но не стоит использовать диагностику по языку человека для дальнейшего самолечения. Это целая наука, и разобраться в ней сможет лишь хороший специалист. Начинать лечение можно только после полноценного обследования и установления корректного диагноза.

stomaget.ru

Жест обнажения языка в современных масс-медиа.

Мы публикуем фрагмент из вышедшей в 2008 году книги "Обнажение Языка. Исследование кросс-культурное исследование семантики древнего жеста". Она принадлежит перу ведущего научного сотрудника ИЭА, к.ф.н. И.А. Морозова, зав. сектором кросс-культурной психологии и этологии человека ИЭА д.и.н. М.Л. Бутовской и д.ф.н., старшему научному сотруднику ИНИОН РАН А.Е. Махову.

Человеческая коммуникация, как известно, не сводится лишь к вербальной сфере-- невербальная коммуникация не менее важна и, более того, преобладает над вербальной-- информация, передаваемая словами, составляет лишь около 7% от общего объема информации, получаемой человеком, тогда как на долю невербальных сигналов приходится 93% (мимика, позы, жесты, касания, запахи составляют до 55%, а на долю голосовой паралингвистической составляющей приходится до 38%). В среднем, человек говорит всего 10-11 минут в день, причем вербальный компонент составляет лишь 35% смысловой нагрузки, а невербальный гораздо больше — 65%. 

Подпись к иллюстрации: “Неповторимый язык Виктюка навсегда останется в истории театра”
Независимая Газета 2001. 8 октября с.8


Кредо авторов вполне адекватно выражено формулой, вынесенной в название книги: “обнажение языка”. Действительно, с одной стороны, они считают важной задачей выяснение (раскрытие, “обнажение”) функциональной роли языка как части тела в различных мифологических, ритуально-магических и повседневно-бытовых практиках; с другой — уделяют пристальное внимание кросс-культурному анализу структуры и семантики жеста “высовывания (обнажения) языка” -- встречающегося в самых разных эпохах, культурах и ситуациях и наделяемого, в зависимости от этого самым разным смыслом.

Современная литература, активно осваивающая актуальные формы, включая глобальное интернет-пространство, по своим параметрам все больше сближается с “классическими” продуктами массовой культуры. Поэтому можно утверждать, что на этом информационном поле работают те же правила, что и на других, более общедоступных современных массмедийных пространствах, прежде всего на телевидении и в прессе.

Современная российская пресса на уровне вербального текста хорошо отражает наиболее употребительные кодифицированные значения высовывания языка. Причем на первый план выходит семантика, связанная с выражениями “показать / показывать язык”, то есть с демонстрацией высунутого языка. Чаще всего — это значения передразнивания, насмешки, издевки, как правило, в исполнении ребенка или подростка. “Малыш, шаля, показал язык прохожей бабушке” (Голованова Е. Дурашливые//Домовой. 2002. 04 августа). “Когда-то я видел в нем карапуза, показывающего мне язык, потом мальчишку, дочерна прожженного коктебельским солнцем” ( Розенталь Э. Всех духов лития...//Вестник США. 2003. 10 декабря ).

В некоторых вариантах жеста на первый план выходят коннотации несогласия, протеста: “Она поняла, что спорить бесполезно, молча натянула куртку, но уходя, показала мне язык” ( Смирнова И. Прости его — я знаю, ты сумеешь...//Даша. 2003 ). ““А что он...” — огрызнулся сын и тайком от мамы показал старику язык” ( Антонова И. Тринадцатый пират// Мурзилка. 2000. №11 ). “При этом боковым зрением она увидела, что Федя показал язык” ( "Срочно требуется организатор досуга"//Лиза 2005 ).

Изображения с высунутым языком обычно усиливают основные смысловые доминанты вербального текста
(Панорама Тольятти. 2005. № 35. С. 1).

В интерпретации журналистов высунутый язык является знаком очень быстрого движения или большого усердия. “Если же вы сами попадёте на язык (станете предметом пересудов) злым языкам (сплетникам), то не бегайте от них высунув язык (очень быстро)”, — советует своим читателям ведущий рубрики журнала “Трамвай” ( Языкария. // Трамвай. 1991 ). Александр Проханов, сетуя на необъективность журналистов, отмечает: “Тот, высунув язык, начинает искать на Кубе гостиницу Зюганова, нимало не заботясь тем, что на Кубе запрещена частная собственность” (Проханов А. Административный ресурс — приют негодяев// Советская Россия, 2003. 15 июня ).

Отсюда производное значение чрезмерного подобострастия, подхалимства и лизоблюдства. “Здесь можно “власть” пощупать, сфотографироваться с ней, стоя рядом и высунув язык” ( Волошина В. «Лица на нем нет. Путина надеются слепить с четвертого раза»//Известия, 2001. 7 октября. ).

В других случаях высунутый язык выражает состояние сильной усталости или отчаяния. “Через полминуты, высунув язык и отдуваясь, появляется мой спарринг-партнер” ( Маслова Л. Птица-трешка//Автопилот. 2002. 15 мая). “Это как показать язык уходящему поезду или бросить камень в проходящую электричку” (Шерстенников С. Душевный человек// Автопилот. 2002. 15 декабря).

Кроме того, высунутый или вывалившийся язык — признак моральной или умственной деградации, идиотизма. “Лицо расцвело улыбкой идиота, высунуло язык и попыталось слизать нас с площадки. <...> Однако тот повел себя довольно странно — запрокинул голову далеко назад, высунул язык и мелко задрожал всем телом” ( Охлобыстин И. Горе от Ума// Столица. 1997. 26 августа ). “Глаза навыкате, вывалившийся синий язык, лицо неопределенного цвета да к тому же пренеприятнейший запах от самопроизвольного акта дефекации” (Медведева И, Шишова Т. Педагогика от лукавого//Наш современник. 2002.).

 

Нередко журналисты вспоминают об этом жесте, описывая персонажей народной демонологии. “Именно они — большие любители показывать язык, гримасничать, корчить рожи, передразнивать взрослых и детей, утрировать свою речь и хохотать в ответ на любое высказывание”, сообщает читателям Е. Голованова в своей заметке о домовом (Голованова Е. Дурашливые//Домовой. 2002. 04 августа). В. Лунин, в своем рассказе о Шишиморе в журнале “Мурзилка”, выстраивает сюжет именно на этом атрибуте. Шишимора высовывает язык и, в конце концов, оказывается наказанной за свою дерзость: “Пригляделись, а там Шишимора в окне заливается, им язык показывает <...> Укусила она Шишимору в язык. Две недели потом Шишимора ни смеяться, ни говорить не могла, так у неё язык распух!” (Лунин В. Про Шушундру и Шишимору//Мурзилка. 2002. №8--9).

Говоря о прессе, нельзя упускать из виду и иллюстрации, составляющие неотъемлемую часть газетного или журнального материала. Именно в визуальной части газетного и журнального контента можно обнаружить наиболее показательные примеры использования высунутого языка для передачи самых разных смыслов. Иногда изображения усиливают основные смысловые доминанты вербального текста, иногда — иронически опровергают их. Сообщение о благополучном завершении забастовки работников муниципального траспорта в одном из выпусков газеты “Панорама Тольятти” сопровождается изображением торжествующего забастовщика с высунутым языком. В одной руке он держит бутылку шампанского, в другой — пачку денег. Снимок сопровождается насмешливым детским стишком: “Кто возьмет билетов пачку, тот получит водокачку” (Гладких О. Транспортная лотерея//Панорама Тольятти. Информационно-рекламное издание 2005. №35 С.1).


Пирсингованный язык в данном случае призван символизировать ущербность, дефектность, “шершавость”
современного русского языка как в своих низовых, так и в “державно-представительских” формах (МК. 2001 № 269. С. 8. Фото М. Бажина).

Выше нами уже описаны случаи переинтерпретации семантики запечатленного на фотоматериале высунутого языка в соответствии с установками и замыслом журналистов. При этом нередко журналисты играют на соположении слова “язык” в подписях к иллюстрациям или в тексте статьи и высунутого языка у персонажей, которые изображены на прилагаемых снимках. Подпись к иллюстрации, которая прилагается к небольшой статье, посвященной 65-летию Романа Виктюка, гласит: “Неповторимый язык Виктюка навсегда останется в истории театра” (Красовский А. Роковые яйца. Роман Виктюк: жизнь после смерти//Независимая Газета 2001. 8 октября с.8). При этом автор публикации обыгрывает разные значения слова “язык”: в буквальном смысле — это высунутый язык Сталина, в переносном — совокупность сценических художественно-выразительных средств, составляющих своеобразие театрального стиля режиссера Романа Виктюка. Статья под названием “Шершавым языком президента” в “Московском комсомольце” посвящена проблемам современного функционирования русского языка, а также работе Справочной службы русского языка при Институте русского языка им. Виноградова РАН. Публикация предваряется фотографией широко улыбающейся юной особы с высунутым языком, украшенным пирсингом, и подписью: “Путин невыразителен, Ельцин запинается, а Горбачев говорит на диалекте”, которая сопровождается изображениями перечисленных персон. Если интерпретировать текст статьи, иллюстрации и подписи к ним как некое семантическое единство, то пирсингованный язык в данном случае, видимо, призван символизировать ущербность, дефектность, “шершавость” современного русского языка в своих как низовых, так и в “державно-представительских” формах.

 

Легко узнаваемое значение ликования и победы, запечатленное в кинетическом паттерне c участием высунутого языка,
помогает читателю даже при быстром просмотре уловить основной пафос публикации (АиФ. 2003. № 7. С. 21. Фото А. Голованова, агенство “Рейтер”)

 

Статья Д. Гранцева “Корт меняет секс-символы” ( Гранцев Д. Корт меняет секс-символы // АиФ. 2003. №7 С.1,21 ) сопровождается фотографией Елены Дементьевой в позе победительницы: с поднятой вверх рукой и высунутым языком. Под снимком крупными буквами написано: “Языком цифр. Рейтинг лучших теннесисток”, а чуть повыше подзаголовок: “Бой-бабы”. Страница заполнена изображениями сильнейших теннисисток мира от Серены Уильямс до Анастасии Мыскиной. Таким образом, моментально считываемое значение ликования и победы, запечатленное в кинетическом паттерне с участием высунутого языка, помогает читателю даже при быстром просмотре уловить основной пафос данной публикации. В анонсе данной статьи на первой странице еженедельника акцент сделан на слове “меняет”: рядом расположены изображения двух сильнейших и популярнейших на тот момент российских теннесисток — Курниковой и Дементьевой — с высунутыми языками. “Смена символов”, по замыслу авторов публикации, символизируется разной манерой высовывать язык: у Курниковой представлен типично “женская” вариация жеста (сильно высунутый, широкий, распластанный язык), а у Дементьевой — нечто более близкое к “мужскому” варианту.

Анонс статьи Д. Гранцева “Корт меняет секс-символы”
(АиФ. 2003. № 7. С. 1. Фото А. Голованова, агенство “Рейтер”)

Репортаж о предстоящем матче Кубка Девиса между сборными России и Сербии по теннису, озглавленный “Сборная России лишилась Марата Сафина”, сопровождается фотографиями Сафина с высунутым языком и сербского теннисиста Янко Типсаревича, с подписью: “Теннисный размен: вычитаем Типсаревича... убираем Сафина” (Дзгоев Ч. «Журналисты подобрали Гусу Хиддинку помошников»//Известия. 2006. №99 с.11). Очевидно, что подобный монтаж контента оказался возможным потому, что семантика рассматриваемого нами жеста перекликается с семантикой глаголов “лишить(ся)” и “убрать” в значении ‘устранить’ — ср. значения отторжения и неприятия, характерные для высунутого языка во многих культурах.


В данном случае используется перекличка семантики рассматриваемого нами жеста с семантикой глаголов“лишить(ся)” и “убрать” в значении ‘устранить’
(Известия. 2008. № 22. С. 15. Фото “Рейтер” и “Ассошиэйтед Пресс”).

Еще один показательный пример — публикация интервью с артистом эстрады Андреем Данилко, более известным под сценическим псевдонимом Сердючка (Заяц Н. «Все равно я мозгами в Советском Союзе». Интервью с актером Андреем Данилко//Известия. 2007.№222 с.10 ). Интервью взято вскоре после конкурса Евровидения, на котором Сердючка получила приз во многом благодаря очень понравившемуся европейской публике рефрену исполненной ею песни: “Раша, гуд-бай!” (“Прощай, Россия!”). В интервью А. Данилко жалуется на нападки на него в российской прессе, утверждает, что рефрен в его песне был совсем другой, и клянется в приверженности дружбе украинского и российского народов, а также интернациональным ценностям, привитым нам во времена Советского Союза. Однако открывающее публикацию фото, на котором Сердючка изображена с высунутым языком, как бы дезавуирует эти заявления, придает им насмешливо-иронический оттенок. Тем более что в завершение А. Данилко сообщает читателям о своем отъезде в длительное европейское турне.


Помещенное в начале статьи изображение Сердючки с высунутым языком позволяет читателю заподозрить А. Данилко в неискренности сделанных им заявлений
(Известия. 2007. № 222. С. 10. Фото Д. Коробейникова)

Аналогичные ассоциации возникают при взгляде на снимок с изображением российского велогонщика Дмитрия Конышева, предваряющий статью об его аресте итальянскими полицейскими с обвинением в избиении проститутки (Гетманский К. «Все обвинения с меня сняты. Итальянские полицейские выпустили из тюрьмы российского велогонщика Дмитрия Конышева»//Известия.2004. №18. с.10). “У меня сейчас нет абсолютно никаких проблем. Все обвинения с меня сняты!” — заявляет ехидно улыбающийся спортсмен и, слегка высунув язык, жалуется, что его имя “совершенно без причины обесчестили на весь мир”. В то время как высунутый язык, данный в газетном материале крупным планом, несомненно, призван вселить в читателя сомнения в искренности велогонщика.


Дмитрий Конышев уверен в своей невиновности (Известия. 2004. № 18. С. 10. Фото агенства “Рейтер”).

 

В современной прессе нередко обыгрывается эротический оттенок этого жеста. В гламурных журналах в исполнении фотомоделей и знаменитостей такие презентации могут быть вполне серьезными. Но чаще всего сексуально-эротические подтексты преподносятся с оттенком иронии. Так, публикация под названием “Роман с молочными зубами”, посвященная ранней детской сексуальности (Черницына, 2002), сопровождается фотомонтажом из расположенных друг против друга фигур детей детсадовского возраста (мальчика и девочки), показывающих друг другу язык. Тем самым невинной детской дразнилке приписывается совсем недетское содержание, что и придает юмористический оттенок прилагаемой статье.


В современной прессе, в первую очередь, в гламурных журналах нередко обыгрывается эротический оттенок высунутого языка (The Most Famous Women, 2005).

Среди иллюстративного материала, в котором присутствует высунутый язык, часто встречаются кадры с комическими сценками, иногда намеренно смонтированные, в центре которых младенцы, совершающие те или иные “взрослые” действия с высунутым языком, что обычно служит своеобразным эпиграфом или эпилогом к статье. Например, публикация “Детские пособия подняли по-взрослому” (Известия. 2006. № 212. С. 8. Фото М. Бурлака) сопровождается изображением младенца с высунутым языком, окруженного пачками долларовых купюр и озадаченно поднявшего голову вверх, как бы вопрошая правительство и взрослых, насколько серьезны их намерения.

 


В современной прессе часто обыгрывается эротический оттенок высунутого языка
(МК. 2002. 14 сентября. С. 3. Фото Г. Черкасова).

Еще одна большая группа иллюстраций, на которых может присутствовать высунутый язык, — это карикатуры или шаржи. Так, обширная публикация о жизни и творчестве Уолта Диснея в газете “Известия” (Синебрюхов Л. Мышиный король. Уолт Дисней — миллионер, которому было скучно зарабатывать//Известия. 2005. №41 с.10 ) сопровождается небольшим шаржем, на котором герой публикации изображен в виде знаменитого мышонка Микки-Мауса в голубом противогазе и с высунутым языком. Рисунок сопровождается ироническим комментарием: “Тайная жизнь есть у всех. Уолт Дисней 26 лет сотрудничал с ФБР, сообщая имена политически неблагонадежных и коммунистов”.

Обсуждавшаяся в “Известиях” тема качества отечественного медицинского обслуживания сопровождалась серией карикатур, которые обыгрывали выражение “показать язык”. На одной из них изображены пациент и нависший над ним доктор, который требует: “Больной, покажите мне язык и полис медицинского страхования!” (Известия. 2003. № 63). На другой карикатуре, сопровождающей статью об экспресс-диагностике, пациент демонстрирует врачу табличку с изображением языка в ответ на реплику: “Так, так, очень хорошо, а теперь покажите язык, скажите“А-а-а!”” (Известия. 2003. № 77). Зазор между значением выражения “показать язык” ‘продемонстрировать его врачу’ и визуальным образом, где язык уже отделен от пациента и представлен в виде изображения, которое и требуется показать доктору, создает комический эффект. Это помогает автору статьи сформировать априорно скептическое отношение читателя к описываемым в статье методам экспресс-диагностики, для которых как раз характерна подмена содержательного обследования различными фикциями. Таким образом, высунутый язык оказывается в числе эффективных инструментов формирования общественного мнения.

Телевидение с его многочисленными ток- и реалити-шоу, программами, основанными на репортажах в прямом эфире, является ценным источником информации о современных употреблениях высунутого языка. Конечно, в передачах с участием “серьезных” политиков, бизнесменов или научных деятелей, особенно если это предварительно записанные и отредактированные интервью, вероятность попадания на телеэкран этого жеста крайне невелика — кроме случаев, когда это совпадает с замыслом создателей передачи и должно выделить и подчеркнуть особенности характера или имиджа ее участников. Зато в различных шоу-программах и интервью, транслирующихся в прямом эфире, можно увидеть самые различные варианты высовывания языка, как намеренные, преследующие определенную цель, так и спонтанные, связанные с испытываемыми участниками эмоциями.


Евгений Евтушенко исполняет обязательный ритуал телепередачи “Сто вопросов взрослому” — показывает всем язык (ТВЦ. 2008. 18 января)

Намеренная демонстрация высунутого языка характерна для широкого круга деятелей шоубизнеса, а также обслуживающей их интересы “массмедийной тусовки”. Можно сказать, что для некоторых персонажей “Комеди Клаб” (телеканал ТНТ) или “Бла-бла шоу” (РЕН ТВ) этот жест является своеобразным “фирменным знаком” с очень широким спектром значений: от фиглярства и шутовства до выражения озадаченности и недоумения. Поскольку герои подобных передач ориентированы на изображение комического, можно утверждать, что эти употребления продолжают традиции европейской комедии (от Аристофана до театра дель-арто), которая активно использовала этот жест, транслируя его, в частности, при помощи специальных масок. Для современного лицедея (забудем о Полунине!) маска — большая редкость. Поэтому он использует доступные ему пластические средства, в первую очередь — “язык тела”. Если понаблюдать за ведущими и участниками молодежных программ на “МузТВ”, “ТНТ” или “РЕН ТВ”, можно убедиться, что различные манипуляции высунутым языком являются очень убедительным и “органичным” средством выражения многих эмоций. Этим жестом передается чувство волнения, растерянности, страха, эйфории, восторга (“Вау!”), удовлетворения и безмятежности (“Класс!”), оторванности и эпатажа (“fuck you!”), желания и сладострастия. Вертящиеся в бешеной пляске полуголые персонажи, сладострастно облизывающиеся прямо в глазок телекамеры в полной мере отражают эту сферу современного функционирования высунутого языка. Именно эти контексты наиболее убедительно свидетельствуют о символической связи высовывания языка с обнажением. При том что обнажение (наряду с нагнетанием темы насилия на телеэкране) является одним из наиболее ожесточенно осуждаемых общественностью предметов в современном телевидении. Высунутый язык дополняет культивируемое современным телевидением “сбрасывание внешних покровов” наглядным “выворачиванием наружу нутра”, того, что обычно тщательно скрыто от посторонних взглядов. Не будем забывать, что это дополняется различными “душевными откровениями”, рассказами об интимных подробностях жизни, а порой — например, а различных реалити-шоу типа “Дом-2” — и намеренной публичной демонстрацией своих личных тайн и секретов. Тем самым, высунутый язык парадоксальным образом оказывается емким и лаконичным символом, выражающим концептуальную сущность важнейших тенденций и приоритетов, характерных для современного телевидения.

ethno-photo.livejournal.com

Визуальный язык фотографии: его назначение и метод изучения

Необходимость изучения языка фотографии редко ставится под сомнение, вот только сроки, и творческий период, всегда оказываются предлогом, чтобы оставить это на потом; ведь еще не пришло время: нужно заработать денег, найти учителя, обновить комплект фототехники. Увы, но понимание, что выбор профессии — начало путешествия, в котором деньги играют совсем не главную роль, приходит не сразу.

Да, фотограф открывает для себя новый мир, заново переосмысливает существующий, но что с этого, если «местные» не понимают тебя, а ты не понимаешь их?

Азбука фотографии не ограничена световыми схемами (вернее она ими завершается, а начало учебника — система условных знаков и композиционные решения), поэтому очень полезно, в самом начале изучения фотографии, обучиться не только грамоте, но и понимаю общества, от интересов которого зависит «грамотность» фотографа, точнее — допустимые погрешности:

  • по сложности повествования;
  • по манере изложения;
  • по объему содержания;
  • по количеству допущенных ошибок.

Вспоминаю 2012 год. Осень. Вечер. За окном туман. Открываю письмо от учителя, внутри — фотографии Лиллиан Бассман и ценное наставление:

Андрей, если ты не лукавишь, когда твердо заявляешь, что фотография — это светопись, то тебе неплохо бы понять работы Бассман, но вот беда — ты не поймешь ее, если не выйдешь за рамки современной рекламной фотографии, которая тебе не нравится (чувствую это), но ради которой ты изучаешь свет, точнее: схема номер один, номер два и… Сколько уже изучил? 🙂
Понимаешь, светопись — как письменность: есть основы, но какие произведения писать — от автора зависит, но есть момент: неплохо бы, чтобы тебя хоть кто-то читал, вернее — мог прочесть, если мы говорим про фотографию, как искусство. Посему, вот тебе мой совет: не стремись громоздить сложные системы на плоскости из того что знаешь, а пиши то, о чем хочешь рассказать, а будет ли это цветок, пейзаж или портрет — твое дело, ты автор (только так им можно стать, иное — генератор контента, — самостоятельно пойми разницу). Изображение должно быть понятно любому зрителю, но изображенное — тому, кто обучен визуальной грамоте.
Вот перед тобой работы Лиллиан Бассман, онлайн-превью (конечно, не идеал, но лучше так, чем ничего), открою тебе маленький секрет: по всем учебникам фотографии, по техническим стандартам, ее снимки — технический брак, но с точки зрения Фотографии — искусство, самой высокой пробы. Понять это — твое следующее задание, но уже не на неделю, а на год-другой. Учиться тебе придется самому, по учебникам «букварям», которые затрагивают вопросы ритмов, масс, символов и образов (с последним все непросто, поскольку касается духовной жизни человека, а отнюдь не «тряпочек» или трендов).
Не сдавайся (будет трудно).

Конечно, фотографии Бассман очаровали меня (кто бы сомневался), но тем вечером пришло в голову более важное понимание: оказывается, фотограф не ограничен оборудованием и облик фотографии тоже, но самостоятельность не дается, ее нужно взять, — нужно изучить язык.

Основные функции языка фотографии

Базовые функции языка, как знаковой системы, которые выделил Андре Мартине:

  1. Коммуникативная (функция общения) — использование языка для достижения взаимопонимания.
  2. Мыслеформулирующая — основание мыслей.
  3. Экспрессивная — выражение отношения к высказанному.

Отлично подходят для обозначения роли визуального языка фотографии (по крайней мере так аргументы более наглядны, — аргументы, чтобы принудить себя учиться).

Изучение языка фотографии

Вышеуказанную систему неплохо бы распечатать и разместить над рабочим столом, чтобы не забывать ее применять:

  • во время изучения работ классиков фотографии;
  • во время подготовки собственных кадров;
  • во время изучения реакции зрителей на свои работы.

Собственно, так легче всего закрепить теорию на практике, а делать это придется, потому что когда читаешь слова автора книги (того же Александра Лапина), то все понятно и логично (не верится, что тема сложная), но стоит самостоятельно заняться прочтением… беда!

Традиционную начитанность при изучении именно визуального языка стоит разделять на две — насмотренность и классическая начитанность; первое — на основе фотографий, второе — на основе литературных предпочтений, поскольку из слова формируется образ — ключевой и самый трудный урок, из всего, что касается визуального искусства.

Хорошим «пинком» или вернее сказать — стимулом, который поможет не бросить начатое, от которого не устанет голова при повторении, можно считать изречение Йозефа Судека:

«Я фотографирую, потому что еще не умею этого делать. Если бы умел, то перестал бы.»

Но это, конечно, больше из области мотивации (порой без нее никак).

Так же будет не лишним обратить внимание на задачку из книги Антона Вершовского (задача про спички), поскольку ею автор обращает наше внимание на существование тонкой границы — она отделяет мир объективной реальности от мира сознания фотографа.

Иллюстрация к задаче о шести спичках

В детстве мне нравилось пробовать на взрослых задачу: расположить шесть спичек так, чтобы они образовали четыре равносторонних треугольника со сторонами не короче одной спички. Несмотря на всю простоту условий, решить задачу не удавалось почти никому. Каких только узоров не выкладывали подопытные из этих несчастных шести спичек — некоторые даже пытались их расщеплять! А решение было простым и предельно элегантным: из спичек нужно было сложить тетраэдр — ту самую фигуру, которая у всех советских людей сидела в сознании с детства, прочно ассоциируясь с молочным пол-литровым пакетом. А чтобы сложить этот тетраэдр — надо было перестать мыслить в плоскости и перейти в трехмерное пространство.

Мне очень нравится, что автор обращает внимание читателей на развитие навыка восприятия фотографии через открытие плоскости в которой изображение может иметь самостоятельную художественную ценность, независимую от ценности того, что находится по обе ее стороны.

Примечание:

Но кое-что меня все-таки беспокоит. Чем больше изучаю знаковую систему, все эти текстуры, фактуры, пятна, массы, ритмы и прочее, тем больше признаю studium и punctum (вспоминаем Ролана Барта), не без опасения.

Изначально, мир искусства использовал образы из Библии (которые универсальны и понятны всем, — вне времени), но сейчас они наполовину забыты; мы уже не можем так ясно, с листа, читать все, что говорили в своих произведениях художники и поэты, композиторы и писатели прошлых столетий (ну и конечно же фотографы, представили старой школы). Мы обленились и это факт.

Мы все чаще опираемся на чувственное восприятие, которое является только частью замысла — его внешней стороной. Мы все больше увлекаемся символами, линиями, кружочками, итог нагляден — сленг, — не искусство, не культура.

Если мы хотим стать свидетелями дальнейшего развития визуального языка, а не деградации, нужно поддерживать одну из главных его функций — мыслеформулирующую.

Дополнено 10.02.2019

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению:

  • Как фотографу подобрать название снимка, которое поможет зрителю прочитать фотографию Начало творчества — свет, натура, образы и техника, фототехника, но все это ничто, если нам нет дела до названия фотографии: своей или […]
  • Иногда визуальный мусор — проблема фотографии, но зачастую — ее содержание Благодаря подписи под фотографией, зрителю легче интерпретировать ее содержание (правда все это справедливо для изображения, лишенного […]
  • Художественные фотографии рассматривают, а не исследуют: не поклоняйтесь резкости и опирайтесь на детализацию — сэкономите время и деньги, — станете фотографом Вначале творческого пути чувствуешь себя фотогиком: поклонение резкости; не спишь днями и ночами — все ищешь самый «резкий» объектив, […]

blog.andrewbondar.ru


Смотрите также