Степени аутизма у детей


Аутизм: разные степени тяжести

Предлагаем вам разобраться с тем, какие синдромы внутри РАС выделяют и какие степени тяжести диагностируют.

Тип и степени тяжести при РАС

Особенности каждого из этих расстройств аутистического спектра можно описать так:

  • Синдром Аспергера отличается достаточно высоким интеллектом при наличии развитой спонтанной речи. Большинство таких пациентов способны к активной коммуникации и социальной жизни, в том числе с использованием речи. Многие врачи испытывают затруднения с диагностикой, потому что высокая функциональность заслоняет проблему, а проявления  болезни могут восприниматься как крайний вариант нормы или акцентуация личности.
  • Классический аутизм (синдром Каннера) отличается полнотой клинической картины, когда присутствуют отчётливые признаки аномалий в трёх сферах высшей нервной деятельности (социальное взаимодействие, коммуникация, поведение). По степени тяжести данный вид значительно колеблется – от лёгкой до максимально тяжёлой.
  • Неспецифическое первазивное нарушение развития (атипичный аутизм): нарушение выявляет себя далеко не всеми типичными аутистическими чертами, аномальные проявления могут охватывать только 2 из 3-х основных уязвимых сфер.
  • Синдром Ретта: обычно болеют девочки, синдром протекает нелегко, часто появляется в младшем детском возрасте, может приводить к низкой функциональности к периоду окончательного взросления (даже при полной коррекционной помощи).
  • Детское дезинтегративное расстройство: первые признаки появляются к 1,5-2 годам и вплоть до школы. Клинически часто выглядит как регресс уже освоенных навыков (разделённое внимание, речь, моторика).

Как определяется уровень функциональности

Чаще всего мы читаем описание аутизма со словами «спектр признаков». Опираясь на слово «спектр» гораздо легче понять всю широту возможных сценариев болезни, а также исходов развития к моменту окончательного взросления человека с аутизмом.

Высокая функциональность предполагает возможность вести самостоятельную независимую жизнь, будучи взрослым. Человек со средним уровнем функциональности зачастую может осуществлять режимное самообслуживание, но не обладает хорошо развитой речью и коммуникацией, или имеет не достаточно высокий интеллект, что ограничивает возможности трудоустройства и общения с окружающими.

Низкофункциональный аутизм предполагает отсутствие полного самообслуживания даже в простых рутинных моментах (приготовление еды, уборка, одевание) и отсутствие применения речи как средства для коммуникации. Плюс к этому столь же выраженными, как и в детстве, остаются яркие признаки аутизма – отсутствие глазного контакта и разделённого внимания.

Если вы столкнулись с РАС впервые (из-за проблем у своего ребёнка или у себя), имеет смысл время от времени по ходу лечения и коррекционной терапии проходить подходящий по возрасту тест:

Тест для детей в возрасте 16-30 месяцев (опросник M-CHAT-R ™)

Рейтинговая шкала аутизма у детей C.A.R.S. — для детей от 2 до 4 лет

Тест ASSQ 6-16 лет

Анкета оценки эффективности лечения аутизма (АТЕС)

ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЁЛОГО ИЛИ НИЗКОФУНКЦИОНАЛЬНОГО АУТИЗМА

Обычно к такому тяжёлому течению приводит синдром Ретта, синдром Каннера и детское дезинтегративное расстройство. Так что же характерно для людей с низкофункциональным аутизмом?

Нарушение психики или когнитивной деятельности

Согласно последним исследованиям, многие люди с низкофункциональным аутизмом имеют снижение интеллекта, что приводит к разной степени умственной отсталости и невозможности осуществлять комплексное самообслуживание и адекватную коммуникацию. Уровень  IQ в таких случаях колеблется не превышает 70.

Недоразвитие речи

Правозащитная организация Autism Speaks обнародовала статистику о том, что 25% людей с РАС невербальны. Это означает, что они не могут произносить слова для коммуникации с окружающими.

Аномалии в поведении

Повторяющееся поведение (стереотипии, стиминг) – одна из отличительных черт аутизма. В случае с тяжёлым расстройством такое поведение существенно искажает режим дня и многие виды активности. Одновременно с этим реакция на сенсорную перегрузку может быть слишком бурной и содержать элементы агрессии не только по отношению к себе, но и к другим людям. При изменении рутин и шаблонов гнев человека переходит все приемлемые в обществе границы.

Социальная ригидность

Когда речь идёт о низкой функциональности, всегда подразумевается невозможность легко вступать в контакт и взаимодействовать с другим человеком. Чтобы достучаться до пациента с тяжёлым аутизмом, требуется дополнительное терпение и время.

ХАРАКТЕРИСТИКИ АУТИЗМА СРЕДНЕЙ СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ

Эта промежуточная степень тяжести встречается при большинстве РАС, кроме синдрома Аспергера. Взрослые с таким аутизмом способны к некоторому уровню самостоятельности и нередко могут вести частично независимую жизнь – под обязательным контролем наставника, социального работника или опекуна.

Уровень интеллекта — норма или ниже нормы

Уровень IQ колеблется около 100. У человека могут возникать сложности с комплексными задачами в самообслуживании.

Трудности в коммуникации

Средняя степень тяжести аутизма нередко создаёт возможности для развития речи. Однако речь может включать эхолалии, не всегда отвечать обстоятельствам и осуществляться в отрыве от целевого назначения.  Кроме того, у таких людей часто возникают трудности в освоении манер и правил поведения в обществе. Поэтому даже для взрослых с таким аутизмом одним из самых эффективных способов коммуникации могут оставаться жестикуляция, карточки или технологические приспособление (приложения на планшетах и телефонах), созданные на основе принципов визуальной поддержки.

Аномалии в поведении

Особенности поведения чаще всего обусловлены аномалиями в сенсорном восприятии. Человек может быть гипер- или гипочувствительным. Это определяет его желание уклоняться от раздражителей или добирать усиленных ощущений. В связи с тем, что обычные люди воспринимают эти же раздражители спокойно (легко к ним адаптируются), им сложно понять странное поведение, и это создаёт непреодолимые трудности в поверхностном общении – по работе, в общественных местах и т.п.

Уровень средней функциональности не предполагает способности найти наиболее приемлемый способ адаптации своих сенсорных особенностей к социальным нормам. Поэтому многие стереотипии, неизбежные при сенсорной перегрузке (хлопанье руками, как крылышками, неречевые звуки, хождение по кругу и на цыпочках) удаляют человека от возможности легко вписаться в социум.

Социальная отгороженность

Люди с аутизмом средней тяжести воспринимаются отстранёнными и часто находятся вне активного социального взаимодействия. Для них является проблемой начать и поддерживать диалог. Однако человек со средней степенью аутизма, как правило, осознаёт, что вокруг него другие люди.

ХАРАКТЕРИСТИКИ МЯГКОГО ИЛИ ВЫСОКОФУНКЦИОНАЛЬНОГО АУТИЗМА

Классический пример высокофункционального аутизма – синдром Аспергера. Однако такой уровень возможен и при синдроме Каннера, и при атипичном аутизме.  Что именно определяет высокую функциональность – читайте ниже.

Нормальный или высокий уровень интеллекта

Нормальный и высокий интеллект, в том числе по показателю IQ. Вместе с тем человек может испытывать затруднения при решении неожиданных и срочных задач или недостаток в адекватной реакции на изменение привычных ритуалов жизни.

Нормальная речь, но некоторые сложности в коммуникации

Чтобы аутизм был определён как высокофункциональный, у человека должна быть развита речь и способность использовать её для коммуникации. Однако и здесь возможны затруднения в отдельных ситуациях. Например, зная несколько синонимов для слова «напиток», человеку может быть сложно заказать конкретный напиток в кафе.  Кроме того, часто отмечается монотонность в модуляциях голоса или неестественный оттенок в тоне – «словно робот».

Основные особенности в поведении

Зацикленность на одной теме или очень узкий круг интересов – частые проявления аутизма лёгкой степени. Ригидность к изменениям в рутинных моментах, что может создавать сложности в общежитии и на работе. Некоторые сенсорные проблемы обычно подконтрольны осознанному поведению (человек умеет предугадывать и/или справляться с сенсорной перегрузкой не агрессивными способами, более-менее приемлемыми в социуме).

Аномалии в социальном поведении

Возможны затруднения в долгом глазном контакте, в поддержании оживлённого диалога, в распознавании поз, жестикуляции и мимики собеседника, а также нередко страдает  общение с людьми разных возрастов — в согласии с социальными нормами. Также для людей с лёгким аутизмом довольно затруднительно соглашаться с другим человеком или принимать точку зрения коллектива.

МОГУТ ЛИ ИЗМЕНЯТЬСЯ УРОВНИ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ БОЛЕЗНИ?

Столкнувшись с диагнозом РАС, важно помнить, что уровни функциональности могут меняться в процессе адекватной терапии. И не просто меняться – постепенно и градуировано, но и переходить от тяжёлого к лёгкому, иногда достаточно быстро и скачкообразно.

Большинство исследований сходятся  в том, что раннее вмешательство (до 3 лет) с поведенческой терапией и медикаментозной коррекцией (при необходимости) существенно повышают IQ ребёнка с РАС — до 17,6 пунктов (!)

Также раннее вмешательство широко развивает адаптивные и коммуникационные способности. Положительная динамика может коснуться всех сфер высшей нервной деятельности: социального взаимодействия, речевой коммуникации, адаптивного поведения в изменчивой среде. Именно такие улучшения становятся основанием для корректировки диагноза — с изменением степени тяжести.

НЕ ОТЧАИВАЙТЕСЬ ИЗ-ЗА ТЕКУЩЕЙ СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ

Помните главное: степень тяжести, установленная в диагнозе в данный момент — это лишь констатация фактов по тем навыкам и возможностям, которые доступны вам или ребёнку на текущем этапе развития. Перемены могут прийти с течением времени — по ходу терапии, и степень тяжести будет снижена.

Источник: http://autism.lovetoknow.com/Different_Levels_of_Autism

www.corhelp.ru

Шкала оценки детского аутизма | Синдром Аспергера


I. Раздел «Трудности социального взаимодействия».

Социальные нарушения являются одним из основополагающих аспектов аутизма, синдрома Аспергера и атипичного аутизма.

Нет - Норма.

Преодолено - Ранее имелись проявления, но теперь совершенно нормальные социальные навыки.

Не ярко выражено - Люди (или дети), кажущиеся почти нормальными во взаимодействии с другими, но имеющие некоторые тонкие проявления «странного поведения» или неспособность «читать» социальные сигналы. Например, не понимают, когда они наскучивают другим, постоянно говорят об одном и том же предмете или думают, что другие люди хотят того же, что и они, тогда как окружающим очевидно, что это не так (часто высмеиваются).

Умеренно выражено - Значительные, очень заметные проблемы взаимодействия. Может быть заинтересованным в социальном взаимодействии, но будет выглядеть неловко, очень застенчивым, или эксцентричным. Может стоять слишком близко во время разговора, трогать других не к месту, или говорить не соотвествующим ситуации тоном (социально изолированы, имеют очень мало друзей).

Резко выражено - Нет заинтересованности во взаимодействии, кажется раздраженным или тревожным при социальных контактах, Для детей возраста от 1 до 3 лет может проявляться в желании играть самостоятельно, крике, истериках, расстроенном состоянии из-за окружения другими детьми.

1. Плохой зрительный контакт или необычный взгляд.

Нет - Абсолютно в норме, никогда не было проблем.

Преодолено - Абсолютно нормально, но ранее имелись проявления.

Не ярко выражено - Почти нормальный зрительный контакт, но манера взгляда на других людей несколько необычна. Это может встречаться у детей с атипичным аутизмом, у которых глазной контакт сначала плохой, а потом со временем улучшается.

Умеренно выражено - Зрительный контакт может наблюдаться на протяжении длительного периода времени, но явно не нормален: ребенок может слишком долго пялиться на одну точку, казаться «очень застенчивым» или смотреть искоса.

Резко выражено - Почти никогда не способен установить глазной контакт. Когда зрительный контакт появляется, то он очень кратковременный и явно не нормален.

2. Игнорирует зов, не откликается, не поворачивает голову на звук голоса.

Нет - Абсолютно в норме, никогда не было проблем.

Преодолено - В настоящее время нормальная реакция на зов, но ранее были проявления особенностей.

Не ярко выражено - Почти нормально откликается на зов по имени, но имеется незначительная задержка в реагировании, заметная на фоне других людей.

Умеренно выражено - Значительные аномалии в реагировании на зов, отклики единичны.

Резко выражено - Практически никогда не отзывается на свое имя, но при любимых, даже тихих, звуках (музыка, видео игры) реакция моментальная.

3. Чрезмерная боязнь звуков (пылесос), часто затыкает уши.

Нет - Абсолютно в норме, никогда не было проблем.

Преодолено - Абсолютно нормально, но ранее имелись проявления.

Не ярко выражено - Изредка, но более чем обычно, беспокоят звуки.

Умеренно выражено - Частое беспокоят звуки.

Резко выражено - Неспособность терпеть определенные звуки, закрытие ушей, истерики при непереносимых звуках.

4. Отстраненность, пребывание «в собственном мире».

Нет - Абсолютно в норме, никогда не было проблем.

Преодолено - Абсолютно нормально, но ранее имелись проявления.

Не ярко выражено - Изредка отстранен, это заметно, но обычно почти нормальное взаимодействие с внешним миром.

Умеренно выражено - Часто отстранен, пребывает «в себе».

Резко выражено - Постоянная отстраненность, пребывание «в себе», вряд ли способен взаимодействоввать с внешним миром.

5. Отсутствие интереса к окружающему.

Нет - Абсолютно в норме, никогда не было проблем.

Преодолено - Абсолютно нормально, но ранее имелись проявления.

Не ярко выражено - Редкие эпизоды очевидной отстраненности, обычно почти нормальный уровень интереса.

Умеренно выражено - Значительное, очевидное отсутствие интереса.

Резко выражено - Полное отсутствие интереса к людям, событиям, ситуациям. Абсолютное игнорирование любых шумов, кроме раздражающих звуков.

6. Мимика не соответствует ситуации.

Нет - Абсолютно в норме, никогда не было проблем.

Преодолено - Абсолютно нормально, но ранее имелись проявления.

Не ярко выражено - Почти нормально, но обнаруживаются едва заметные несоответствия.

Умеренно выражено - Часто выражение лица не соответствует ситуации.

Резко выражено - Не в состоянии интерпретировать ситуацию и придать лицу соответствующее выражение. Часто улыбается без причины или имеет безэмоциональное лицо.

7. Неуместные слезы или смех.

Нет - Абсолютно в норме, никогда не было проблем.

Преодолено - Абсолютно нормально, но ранее имелись проявления.

Не ярко выражено - Крайне редко.

Умеренно выражено - Иногда.

Резко выражено - Часто.

8. Закатывает продолжительную истерику, когда что-то делают не так, как хочет.

Нет - Абсолютно в норме, никогда не было проблем.

Преодолено - Абсолютно нормально, но ранее имелись проявления.

Не ярко выражено - Редкие приступы гнева.

Умеренно выражено - Частые истерики, которые прекращаются, если уступить требованиям (не рекомендуется).

Резко выражено - Частые, не подконтрольные истерики, происходящие при изменении деятельности или просьбе поучаствовать в ситуации (остановка игры или обеда).

9. Игнорирование боли (нет реакции на удары головой).

Нет - Абсолютно в норме, никогда не было проблем.

Преодолено - Абсолютно нормально, но ранее имелись проявления.

Не ярко выражено - Почти нормальная реакция, но сниженный болевой порог.

Умеренно выражено - Изредка игнорирует боль («забывает» плакать при ударе головой).

Резко выражено - Практически никогда реагирует на боль.

10. Не нравятся прикосновения (к волосам, к телу, к голове).

Нет - Абсолютно в норме, никогда не было проблем.

Преодолено - Абсолютно нормально, но ранее имелись проявления.

Не ярко выражено - Почти нормально, разрешает себя трогать, но выражает дискомфорт или недовольство от тактильного контакта.

Умеренно выражено - Очевидно избегает прикосновений, но без истерик.

Резко выражено - Полная нетерпимость прикосновений к волосам, коже, голове. Может проявлять гнев, агрессию в ответ на попытки прикосновений.

11. Ненавидит толпу, сложности во время пребывания в магазинах, кафе, местах общественного пользования.

Нет - Абсолютно в норме, никогда не было проблем.

Преодолено - Абсолютно нормально, но ранее имелись проявления.

Не ярко выражено - Почти нормально, но бывают эпизоды истерик и острых реакций в людных местах.

Умеренно выражено - Часто имеет трудности при пребывании в людных местах, очень чувствителен, но иногда способен перетерпеть ситуацию.

Резко выражено - Пребывание в людных местах практически исключено, сопровождается истериками и приступами гнева. Страх выхода из дома.

12. Неуместный страх, тревога.

Нет - Абсолютно в норме, никогда не было проблем.

Преодолено - Абсолютно нормально, но ранее имелись проявления.

Не ярко выражено - Более тревожен чем обычный человек.

Умеренно выражено - Часто тревожен, но можно успокоить.

Резко выражено - Выраженный страх относительно разных ситуаций. Наличие фобий к шуму (гром), звукам (пылесос), предметам, животным, ошибкам, людям, ведущих к тяжелым истерикам и неконтролируемому поведению.

13. Несоответствующая эмоциональная реакция («тормозит»).

Нет - Абсолютно в норме, никогда не было проблем.

Преодолено - Абсолютно нормально, но ранее имелись проявления.

Не ярко выражено - Почти нормально, но есть уловимые отличия.

Умеренно выражено - Частые неуместные эмоциональные отклики.

Резко выражено - Никогда не выказывает любую соответствующую эмоциональную реакцию. Когда родители протягивают руки, чтобы взять ребенка, он не понимает, что нужно поднять руки, чтобы облегчить их задачу.

14. Аномалии выражении радости при виде родителей.

Нет - Абсолютно в норме, никогда не было проблем.

Преодолено - Абсолютно нормально, но ранее имелись проявления.

Не ярко выражено - Почти нормально, редкие эпизоды неуместности.

Умеренно выражено - Может выйти навстречу пришедшим домой родителям, но реакция радости не всегда проявляется.

Резко выражено - Никогда не выражает радость, когда ожидают. Игнорирует приход родителей домой.

15. Отсутствие способности к имитации.

Нет - Абсолютно в норме, никогда не было проблем.

Преодолено - Абсолютно нормально, но ранее имелись проявления.

Не ярко выражено - Почти нормально, но отчетливо видны некоторые тонкие ограничения в способности подражать.

Умеренно выражено - Ограниченные возможности в подражании.

Резко выражено - Абсолютно не имеют возможности подражать в отличие от других детей, которые во время игры подражают друг другу или дразнятся, чтобы быть «крутыми» или в качестве шутки (это часть социальной ситуации).


II. Раздел «Речь и задержка языкового развития».

Нет - Абсолютно в норме, никогда не было проблем.

Преодолено - Абсолютно в норме, но ранее имелись проявления.

Не ярко выражено - Почти нормально, но возникали некоторые сложности в понимании речи (слов).

Умеренно выражено - Значительная задержка речевого развития (40-70% от необходимого навыка для возраста)

Резко выражено - Невербальность или отдельные взрослые слова. Если диагностируется маленький ребенок (1-4 года), то оценка может производиться медиками или специалистами по поведению.

1. Утрата речевого навыка.

Нет - Абсолютно в норме, никогда не было проблем.

Преодолено - Не применимо.

Не ярко выражено - Прекратил использовать некоторые слова.

Умеренно выражено - Прекратил использовать многие слова из тех, которыми говорил ранее.

Резко выражено - Говорил много слов, но стал невербальным.

2. Производит необычные шумы или детский визг.

Нет - Абсолютно в норме, никогда не было проблем.

Преодолено - Абсолютно нормально, но ранее имелись проявления.

Не ярко выражено - Иногда, но чаще чем другие.

Умеренно выражено - Очень часто.

Резко выражено - Нет других звуков кроме скрежета и визга.

3. Голос звучит громче чем нужно.

Нет - Абсолютно в норме, никогда не было проблем.

Преодолено - Абсолютно нормально, но ранее имелись проявления.

Не ярко выражено - Иногда звук голоса явно не соответствует норме.

Умеренно выражено - Голос часто звучит ненормально.

Резко выражено - Голос постоянно очень громкий (или тихий как шепот), никогда не звучит правильно.

4. Невнятная речь (тарабарщина) или жаргонизмы.

Нет - Абсолютно в норме, никогда не было проблем.

Преодолено - Абсолютно нормально, но ранее имелись проявления.

Не ярко выражено - Редко.

Умеренно выражено - Часто.

Резко выражено - Почти постоянно неразборчивая речь; звуки, имитирующие речь. Но не могут сказать ничего, что может быть понято окружающими. Возможно пытаются воспроизвести звуки из телевизионных передач и т.п.

5. Трудности в понимании очевидного («как можно этого не понять?»).

Нет - Абсолютно в норме, никогда не было проблем.

Преодолено - Абсолютно нормально, но ранее имелись проявления.

Не ярко выражено - Едва заметные трудности в понимании. не схватывает суть шуток «на лету».

Умеренно выражено - Значительно выраженная неспособность понимать абстрактные вещи.

Резко выражено - Полное отсутствие понимания.

6. Дергает родителей, привлекая их внимание, когда что-то хочет

Нет - Абсолютно в норме, никогда не было проблем.

Преодолено - Абсолютно нормально, но ранее имелись проявления.

Не ярко выражено - Иногда.

Умеренно выражено - Часто.

Резко выражено - Почти всегда тянет родителей в сторону того, что его заинтересовало, сдвигает их с места, толкает. Способ коммуникации.

7. Сложности с выражением потребностей, использование жестов вместо слов.

Нет - Абсолютно в норме, никогда не было проблем.

Преодолено - Абсолютно нормально, но ранее имелись проявления.

Не ярко выражено - Иногда использует жесты.

Умеренно выражено - Часто использует жесты.

Резко выражено - Всегда выражает с помощью жестов, никогда речью.

8. Спонтанная инициация речи или коммуникации.

Нет - Абсолютно в норме, никогда не было проблем.

Преодолено - Абсолютно нормально, но ранее имелись трудности.

Не ярко выражено - Почти нормально, но есть застенчивость и нерешительность при инициативе социального взаимодействия.

Умеренно выражено - Редко инициирует.

Резко выражено - Никогда не инициирует.

9. Повторяет услышанные слова, части слов, слоганы из ТВ роликов.

Нет - Абсолютно в норме, никогда не было проблем.

Преодолено - Абсолютно нормально, но ранее имелись проявления.

Не ярко выражено - Редко.

Умеренно выражено - Часто.

Резко выражено - Почти всегда повторяет части услышанных слов или фразы за говорящими.

10. Повторяющаяся речь (одно и то же слово или фраза повторяется снова и снова).

Нет - Абсолютно в норме, никогда не было проблем.

Преодолено - Абсолютно нормально, но ранее имелись проявления.

Не ярко выражено - Редко.

Умеренно выражено - Иногда.

Резко выражено - Часто (или непрерывно) и бессвязно повторяет слова, фразы, предложения или целые сюжеты из контекста социальной ситуации.

11. Неспособность поддержать беседу.

Нет - Абсолютно в норме, никогда не было проблем.

Преодолено - Абсолютно нормально, но ранее имелись проявления.

Не ярко выражено - Незначительные сложности.

Умеренно выражено - Значительные трудности в поддержании разговора.

Резко выражено - Совершенно не в состоянии инициировать разговор или ответить на предложение в рамках беседы.

12. Монотонная речь, ошибочные паузы.

Нет - Абсолютно в норме, никогда не было проблем.

Преодолено - Абсолютно нормально, но ранее имелись проявления.

Не ярко выражено - Едва заметные проявления.

Умеренно выражено - Значительные трудности в речи.

Резко выражено - Роботоподобная речь, невозможно понять начало и/или окончание предложения.

13. Не делает различий про общении с детьми, взрослыми, при разговорах о предметах.

Нет - Абсолютно в норме, никогда не было проблем.

Преодолено - Абсолютно нормально, но ранее имелись проявления.

Не ярко выражено - Едва заметные проявления.

Умеренно выражено - Очевидные проявления.

Резко выражено - Полное отсутствие способности регулировать тон, темп или интенсивности речи в зависимости от конкретной ситуации.

14. Неправильное использование слов, фраз, ошибки в речи.

Нет - Абсолютно в норме, никогда не было проблем.

Преодолено - Абсолютно нормально, но ранее имелись проявления.

Не ярко выражено - Едва заметные трудности, очень редко использует неправильные слова или фразы.

Умеренно выражено - Редкие ошибки в речи, но очевидные.

Резко выражено - Очень часто использует не то слово, фразу или неправильно выражение, полностью вырванное из контекста.


III. Раздел «Аномалии символической или воображаемой игры».

Нет - Абсолютно в норме, никогда не было проблем.

Преодолено - Абсолютно нормально, но ранее имелись проявления.

Не ярко выражено - Обычно нормально играют, но есть незначительные трудности с воображением и творческим подходом к процессу игры.

Умеренно выражено - Может проявлять заинтересованность в игрушках, но явно неправильно и ненормально их использует (не понимает, что можно кормить куклу), не использует воображение, не делает вид, что играет.

Резко выражено - Нет интереса к игрушкам, соответствующим возрасту. Если и заинтересован в чем-либо, то может бить предмет, вращать, раскладывать по порядку.

1. Хлопание руками, кручение пальцами (самостимуляция).

Нет - Абсолютно в норме, никогда не было проблем.

Преодолено - Абсолютно нормально, но ранее имелись проявления.

Не ярко выражено - Редко.

Умеренно выражено - Часто, особенно при возбуждении, когда расстроен, нервничает

Резко выражено - Почти постоянно занимается стимулирующими действиями, часто взмахивает руками, словно пытаясь летать, крутит пальцами, в том числе используя какой-либо объект.

2. Битье головой.

Нет - Абсолютно в норме, никогда не было проблем.

Преодолено - Абсолютно нормально, но ранее имелись проявления.

Не ярко выражено - Редко бьется головой.

Умеренно выражено - Иногда стучится головой обо что-либо, особенно в состоянии гнева или когда расстроен.

Резко выражено - Часто стучит головой о твердые поверхности.

3. Самоповреждение, причинение боли.

Нет - Абсолютно в норме, никогда не было проблем.

Преодолено - Абсолютно нормально, но ранее имелись проявления.

Не ярко выражено - Редко.

Умеренно выражено - Изредка причиняет себе боль, в основном когда расстроен или взволнован.

Резко выражено - Представляет опасность для самого себя, нужно часто контролировать, чтобы предотвратить укусы, удары по собственному лицу или причинение ущерба каким-либо другим способом.

4. Ходьба с опором на носок, неуклюжесть во владении телом.

Нет - Абсолютно в норме, никогда не было проблем.

Преодолено - Абсолютно нормально, но ранее имелись проявления.

Не ярко выражено - Редко.

Умеренно выражено - Часто.

Резко выражено - Почти всегда подскакивает при ходьбе, неуклюжая координация в настоящее время (пример: неумение крутить педали трехколесного велосипеда до 4-5 лет, связанное с проблемами в координации движений).

5. Расположение игрушек рядами, по линии.

Нет - Абсолютно в норме, никогда не было проблем.

Преодолено - Абсолютно нормально, но ранее имелись проявления.

Не ярко выражено - Редко располагает предметы рядами.

Умеренно выражено - Часто располагает предметы по рядам, такая форма игры.

Резко выражено - Часто располагает предметы или игрушки рядами по определенным схемам, очень расстраивается и устраивает истерику, если картина нарушается.

6. Обнюхивание, стучание, облизывание или иное нецелевое использование игрушек.

Нет - Абсолютно в норме, никогда не было проблем.

Преодолено - Абсолютно нормально, но ранее имелись проявления.

Не ярко выражено - Почти нормальный навык игры, но изредка странно использует предметы и игрушки.

Умеренно выражено - Часто необычно использует предметы или игрушки, путается в навыках игры.

Резко выражено - Никогда не использует игрушки по назначению, может облизывать, обнюхивать, вращать, стучать ими.

7. Интерес к частям игрушек, например к колесам машин.

Нет - Абсолютно в норме, никогда не было проблем.

Преодолено - Абсолютно нормально, но ранее имелись проявления.

Не ярко выражено - Редко зацикливается на отдельных частях игрушки.

Умеренно выражено - Может играть с игрушками правильно, но часто внимание смещается на детали игрушек, многократно манипулирует ими.

Резко выражено - Очень часто взаимодействует именно с отдельной частью игрушки (не видит всю картину). Никогда не использует игрушку как задумано.

8. Одержимость предметами или темами (поезда, погода, номера, даты).

Нет - Абсолютно в норме, никогда не было проблем.

Преодолено - Абсолютно нормально, но ранее имелись проявления.

Не ярко выражено - Редко, но очевидна одержимость идеями вне контекста.

Умеренно выражено - Часто проявляет одержимость одними и те ми же предметами или темами.

Резко выражено - Почти всегда говорит на одну и ту же тему, одержимость определенной деятельностью. Может заинтересоваться цифрами или буквами (еще до произнесения первого слова, например «папа»), научиться читать раньше чем говорить, помнить погодные данные и календарные даты за много лет, интересоваться частями механических объектов. Как правило, интерес настолько силен, что не остается времени на другую деятельность.

9. Вращение объектов, кружение, интерес к вращающимся предметам.

Нет - Абсолютно в норме, никогда не было проблем.

Преодолено - Абсолютно нормально, но ранее имелись проявления.

Не ярко выражено - Редкий, но ненормальный в сосредоточенности, интерес к вращению.

Умеренно выражено - Часто занимается вращением.

Резко выражено - Почти постоянно и непрерывно сосредоточен на вращающихся предметах или кружении вокруг своей оси. Может быть очень увлечен вентиляторами, потолочными вентиляторами или игрушками с вращающимися частями.

10. Ограниченный, узкий интерес (просмотр одного и того же видео).

Нет - Абсолютно в норме, никогда не было проблем.

Преодолено - Абсолютно нормально, но ранее имелись проявления.

Не ярко выражено - Редко, но явно неуместно, занимается тем же повторяющимся поведением.

Умеренно выражено - Часто занимается одной и той же деятельностью. Может остановиться без истерики.

Резко выражено - Постоянно одно и то же повторяющееся поведение или интерес, смотрит один и тот же ролик снова и снова, говорить об одном и том же, очень сердится, если его прерывают.

11. Трудности в прекращении рутинной деятельности или разговора.

Нет - Абсолютно в норме, никогда не было проблем.

Преодолено - Абсолютно нормально, но ранее имелись проявления.

Не ярко выражено - В состоянии прекратить навязчивое поведение, но имеет трудности.

Умеренно выражено - Часто говорит о темах, которые явно не интересуют слушателей, не будучи в состоянии понять, что наскучил. Деятельность может включать некоторые механические повторяющиеся игры с веревками или более сложные задачи. Темы могут быть историческими или научными, но крайне детализированы.

Резко выражено - Постоянно говорит фрагментами, бессвязанно.

12. Сосредоточение на необычных объектах (камни, палки, шнурки, волосы).

Нет - Абсолютно в норме, никогда не было проблем.

Преодолено - Абсолютно нормально, но ранее имелись проявления.

Не ярко выражено - Редко, но очевидно аномально, концентрируется на необычном предмете.

Умеренно выражено - Часто сосредоточен на необычном предмете, но не доходит до истерики при убирании этого предмета.

Резко выражено - Всегда имеет необычный объект (веревка, камень, ручка, бутылка, часть игрушки и др.). Удаление объекта вызывает истерику.

13. Потребность в ритуалах и рутине, сопротивление изменениям.

Нет - Абсолютно в норме, никогда не было проблем.

Преодолено - Абсолютно нормально, но ранее имелись проявления.

Не ярко выражено - Склонен следовать процедурам и навязчивым ритуалам, но знает о них и может управлять ими.

Умеренно выражено - Часто следует графику, имеет ритуалы. Сложно заставить изменить схему поведения, но можно.

Резко выражено - Всегда следует одной и той же схеме поведения, часто участвует в ритуальной (навязчивой, нелогичной) деятельности. Попытки изменить этот график вызывают тяжелые приступы гнева.

14. Ограниченный вкус в консистенции, форме продукта (неприятие твердой пищи).

Нет - Абсолютно в норме, никогда не было проблем.

Преодолено - Абсолютно нормально, но ранее имелись проявления.

Не ярко выражено - Почти нормально, но есть некоторые «странности» в выборе еды, основанные на вкусе, форме или консистенции.

Умеренно выражено - Ест ограниченный набор продуктов.

Резко выражено - Ест только определенную пищу, отказывается от твердых продуктов, настаивает на том, чтобы пить только молоко (или что-то подобное) или потреблять один вид пищи даже в 10 лет. Возможно, связано с ощущениями в полости рта.

15. Возможности саванта, сверхразвитые способности для его возрастной группы.

Нет - Абсолютно в норме, никогда не было проблем.

Преодолено - Абсолютно нормально, но ранее имелись проявления.

Не ярко выражено - Некоторые углубленные знания, ограничивающиеся областью интересов.

Умеренно выражено - Явно глубокие, исчерпывающие знания в очень узкой области.

Резко выражено - Уникальные способности (гений), исчерпывающие и подробнейшие знания в очень ограниченной области (математика, литература, история, погода) при очень ограниченных возможностях общения с другими людьми (научился читать раньше чем говорить).


IV. Раздел «Поведенческие трудности».

Нет - Норма.

Преодолено - Абсолютно нормально, но ранее имелись проявления.

Не ярко выражено - Почти нормально, но присутствуют редкие истерики, неуместные вспышки трудного поведения.

Умеренно выражено - Тяжелые, потенциально опасные, поведенческие вспышки, но могут быть предсказуемыми и, следовательно, контролируемыми.

Резко выражено - Поведение настолько сложное, что нельзя оставлять без внимания даже не минимальное время, так как становится неподконтрольным, «диким», может нанести самоповреждение и причинить вред окружающим.


Для диагностики детского аутизма в соответствии с критериями DSM-IV необходимо наличие связанных со значительной дисфункцией особенностей по каждому разделу с оценкой «Умеренно выражено» или «Резко выражено».

Критерии DSM-IV предусматривают проявление нарушений, связанных с аутизмом, не позднее возраста 3х лет и дальнейшее их значительное ухудшение в одном из следующих:

Если эти требования соблюдены, то показатели могут соответствовать следующим определениям:

0 - 49 = нет аутизма
50-100 = невыраженный аутизм
100-150 = умеренно выраженный аутизм
> 150 = тяжелая форма аутизма

Приведенные выше цифры являются произвольными оценками и должны быть подтверждены исследованиями большой части населения, которые еще не выполнены.

Общее количество баллов не может свидетельствовать об аутизме, если нет дисфункций в каждом из трех разделов. Однако, если нет дисфункций, присутствующих во втором разделе «Речь и задержка языкового развития», но общий балл выше 60, то можно предположить синдром Аспергера.

Интерпретация опросника шкалы оценки аутизма должна выполняется опытным врачом с в присутствии обоих родителей. Интерпретация данных, полученных от родителей, заполнивших опросник без соответствующих инструкций и объяснений особенностей, может привести к диагностическим ошибкам.

Окончательный диагноз должен учитывать клинический опыт эксперта в связи с выше собранными данными.

Для диагностики специфических синдромов, например Аспергера или Ретта, пользуйтесь соответствующими критериями диагностики DSM-IV.

aspergers.ru

Аутизм аутизму рознь: три формы расстройства по степени тяжести

О симптомах аутизма заговорили задолго до появления самого термина: ввел его в 1911 году швейцарский врач Эйген Блейлер (ему же мы обязаны термином «шизофрения»), но схожие случаи описывал еще Мартин Лютер в XVI веке. Как менялось определение этого расстройства и критерии его диагностики и какие формы заболевания выделяют сейчас?

 

Какие особенности поведения пациента позволят врачу поставить ему диагноз «аутизм» или «расстройство аутистического спектра»? С течением времени эти критерии менялись — как и разновидности диагнозов. Отследить эти перемены проще всего по Диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам (DSM), основному руководству по диагностике психических заболеваний в США.

В предыдущем, четвертом издании, перечислялись четыре расстройства:

  • аутистическое расстройство,
  • синдром Аспергера,
  • первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений (PDD-NOS),
  • детское дезинтегративное расстройство.

В нынешнем издании, DSM-5, все четыре диагноза объединили в один: расстройство аутистического спектра (РАС). Почему так произошло? Исследователи поняли, что при всех четырех расстройствах наблюдаются схожие особенности поведения, но в разной степени тяжести. Из-за этого врачи стали рассматривать аутизм как спектр.

Основные критерии диагностики РАС — сложности в социальной коммуникации, ограниченные интересы и склонность к повторяющимся действиям. При этом врачи отдельно выделяют расстройство социальной коммуникации — оно во многом схоже с РАС, такие больные испытывают серьезные проблемы с общением и социальными навыками, но при этом остальные симптомы гораздо менее выражены.

РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ПО СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ  

Помимо объединения диагнозов, в пятое издание DSM добавили понятие степени тяжести аутистического расстройства: по шкале от 1 до 3 (где 1 — самые легкие проявления, 3 — самые тяжелые) оценивают каждый из симптомов. Это позволяет врачам выделять три формы РАС.

РАС 1: больному требуется помощь

Это наиболее легкая разновидность аутистического расстройства. Больные с таким диагнозом могут испытывать сложности в социальных ситуациях и определенные проблемы из-за ограниченности интересов и склонности к повторяющимся действиям, но для нормального функционирования в повседневной жизни им достаточно минимальной поддержки.

В большинстве случаев они вполне способны к речевому общению, часто могут поддерживать отношения с другими людьми. При этом у них могут быть трудности с ведением нормального диалога, им значительно сложнее находить друзей и сохранять отношения.

Многие больные с РАС 1 предпочитают придерживаться определенного распорядка дня, неожиданные события и перемены в привычном ритме жизни могут вызывать у них дискомфорт. Они многое предпочитают делать по-своему.

РАС 2: больному требуется значительная помощь

Такие больные нуждаются в большей помощи и поддержке, чем люди с РАС 1. У них сильнее выражены проблемы с социальными навыками, а трудности, которые они испытывают в социальных ситуациях, больше заметны окружающим.

Не все больные с РАС 2 способны к речевому общению. Некоторые могут поддерживать только очень короткие разговоры или говорить на строго ограниченные темы. Им может потребоваться значительная поддержка для участия в социальной жизни.

Их невербальное поведение также значительно отличается: нередко они вообще не смотрят на собеседника или ему в глаза. Многим из них не удается выражать эмоции тоном голоса или мимикой так, как это делает большинство людей.

Ограниченность интересов и склонность к повторяющемуся поведению представляет для таких больных значительную проблему. Нередко они чувствуют, что обязательно должны придерживаться строго определенного распорядка или соблюдать привычный ритм и при любых переменах или нарушениях устоявшегося уклада испытывают сильнейший дискомфорт.

РАС 3: больному требуется весьма существенная помощь

Больные с РАС 3 испытывают значительные трудности с социальным взаимодействием, а ограниченность интересов и склонность к повторяющемуся поведению выражены настолько сильно, что мешают им самостоятельно справляться с повседневными делами.

Многие люди с РАС 3 не способны разговаривать. Любые неожиданные или непривычные события вызывают у них большие трудности. Они могут быть слишком чувствительными или, напротив, недостаточно чувствительными к определенным раздражителям. Зачастую их полностью поглощают какие-либо повторяющиеся ритуалы: такие люди раскачиваются, повторяют одни и те же слова, вращают предметы.

Таким больным требуется очень значительная помощь и поддержка для освоения навыков, необходимых в повседневной жизни.

http://www.psychologies.ru/art...

cont.ws

признаки, начальная форма заболевания, причины, диагностика и коррекция лечением

Аутизм является одной из форм психических расстройств. Развивается он в связи с имеющимися нарушениями в функционировании головного мозга. У человека, больного аутизмом, затруднено взаимодействие с окружающими. При этом наблюдается шаблонность его мышления, безэмоциональность, узость интересов и прочие симптомы.

Диагностируется аутизм в ранние детские годы, а вот что касается его окончательного излечения, то ему он не поддается. Именно поэтому на смену детскому заболеванию приходит взрослое. Тем не менее легкая форма аутизма может быть откорректирована психотерапевтом и путем приема лекарственных средств. Для этого необходим лишь своевременный и грамотный подход специалиста. Но стоит понимать, что те или иные признаки расстройства все же продолжат сопровождать человека всю его дальнейшую жизнь, не давая возможности до конца реализовывать свой личностный потенциал.

Причины патологии

Отчего возникает аутизм? На сегодняшний день ученые так и не смогли прийти к какому-либо окончательному выводу о причинах патологии и механизме ее развития. По мнению многих специалистов, виновными в развитии недуга можно считать несколько генов, приводящих к сбою работы некоторых участков коры головного мозга. Такой вывод был сделан на основании проводимого анализа случаев заболевания. Ведь нередко при диагностировании болезни становился очевидным наследственный фактор.

Существует и еще одна теория аутизма – мутационная. Некоторые ученые полагают, что причиной патологии являются сбои в работе генетического аппарата конкретного человека. К этому способны привести такие факторы, как:

  • воздействие на плод, находящийся в утробе матери, ионизирующего излучения;
  • инфицирование вирусными или бактериальными инфекциями в период беременности женщины;
  • негативное воздействие на будущего ребенка опасных химических элементов;
  • хронические нервные заболевания матери, из-за которых она на протяжении длительного периода принимала психотропные симптоматические препараты.

Особенно опасными, по мнению специалистов, оказываются подобные воздействия на плод в первые 8-10 недель с момента зачатия. Ведь именно в это время происходит формирование основных органов, в том числе и тех, которые ответственны за функционирование различных зон, находящихся в коре головного мозга.

Возникновение болезни

Мутационные или генные нарушения, лежащие в основе патологии, в конце концов приводят к возникновению специфических повреждений некоторых участков ЦНС. Это нарушает слаженную работу нейронов, отвечающих за социальную интеграцию.

Помимо этого изменяется процесс функционирования зеркальных клеток, находящихся в головном мозге. Такое воздействие и приводит к тому, что у человека появляются специфичные симптомы аутизма, выражающиеся в том, что пациент много раз подряд выполняет то или иное однотипное действие или проговаривает отдельные фразы.

Классификация патологии

При диагностировании и терапии болезни выделяют ее варианты течения, степень выраженности симптомов, а также стадию. Подобные характеристики лежат в основе классификации патологии. Единой группировки различных вариантов болезни не существует, тем не менее врачи выделяют из всех вариантов недуга аутизм:

  1. Типичный. При такой форме болезнь проявляется в детском возрасте достаточно ярко. Малышей с таким диагнозом отличает более замкнутое поведение, отсутствие интереса к играм со сверстниками, а также низкая коммуникативная способность, которая выражается в плохих контактах даже с родителями и близкими родственниками.
  2. Атипичный. Этот вариант болезни диагностируется несколько позже, уже после 3-4 лет. При этой форме болезни наблюдаются далеко не все специфические признаки аутизма, а лишь некоторые из них. В связи с поздним выявлением болезни, такой вид патологии хуже поддается терапии из-за появления к этому времени более стойких симптомов.
  3. Скрытый. У скольких малышей может быть диагностирован такой диагноз, точно не известно. Ведь при данной форме заболевания основные клинические симптомы недуга проявляются крайне редко. Детей со скрытой формой аутизма часто считают интровертами или просто чересчур замкнутыми. Наладить коммуникацию с таким больным очень сложно, ведь он ни за что не допустит постороннего в свой внутренний мир.

В современной медицине принято различать четыре степени аутизма. Каждая из них обладает своим уровнем тяжести и симптоматикой. Первая степень считается самой тяжелой. Для нее характерно наличие яркого проявления синдромов патологии. Болезнь, относящаяся ко второй и третьей степени, выражается признаками, по которым и возможно диагностирование недуга.

А вот четвертая считается легкой. Течение расстройства при этом является слабовыраженным.

Отличие легкой формы от тяжелой

Как уже было сказано выше, аутизм способен протекать в нескольких формах. Все они различаются в зависимости от их степени тяжести. Что касается легкой формы аутизма, то ее диагностируют у большего числа пациентов. Для данной степени патологии характерно нарушение социальной адаптации. Проявляется оно в отсутствии желания ребенка общаться с окружающими или наладить с ними контакты. Для того чтобы правильно определить болезнь, важно понимать, что подобное поведение объясняется вовсе не скромностью малыша или его чрезмерной замкнутостью. Именно таким образом у него проявляется болезнь. Диагностика заболевания возможна и по такому симптому, как позднее развитие речи.

При легкой форме аутизма не происходит нарушения личности. Малыши хорошо идут на контакт с самыми близкими для них людьми. Как правило, дети с легкой степенью аутизма выбирают из всей семьи только нескольких ее членов, которые, по их мнению, проявляют большую заботу и внимание. Малыши-аутисты не любят телесных контактов. Они стараются уклониться от объятий и не любят поцелуи.

При более тяжелом течении недуга дети всячески избегают контактов с людьми. Для них попытки объятия или прикосновения, предпринятые близкими родственниками, порой становятся причиной получения сильной психической травмы. Прикасаться к такому ребенку могут только самые близкие для него люди. Это довольно важный признак, по которому возможно диагностировать тяжелую форму аутизма. Уже с самого раннего возраста такие пациенты болезненно воспринимают малейшее вмешательство в их личное пространство.

Некоторые тяжелые варианты болезни выражаются в психической наклонности причинения вреда своему телу. Малыши с этим диагнозом нередко кусают себя. Подрастая, они предпринимают попытки нанесения различных травм, то есть проявляют агрессию по отношению к собственной личности.

Легкая степень аутизма чаще всего не диагностируется. Такие дети вырастают и продолжают болеть уже в своей взрослой жизни.

Признаки болезни в раннем возрасте

Каковы симптомы легкой формы аутизма у детей? Признаки этой степени проводят тонкую грань между здоровым и аутическим состоянием. Именно поэтому столь сложно диагностировать патологию этой формы.

У больных детей отмечается повышенная ранимость и слезливость. Это наблюдается на фоне попыток осуществить контакт с ребенком и поддержать с ним диалог.

Какие еще симптомы легкой формы аутизма у детей? Иногда маленький пациент логично, эмоционально и корректно реагирует на все, что происходит вокруг него. Патологию при этом выдает его мимика. Ведь создается впечатление, что все проявления чувств носят демонстративный характер. Подобное присутствует у начинающих актеров. Все их действия кажутся для зрителя неприкрыто наигранными.

Одним из признаков легкой формы аутизма у детей является способность маленьких пациентов смотреть в глаза своему собеседнику, пусть даже непродолжительное время. Пациенты со всеми другими степенями патологии на это неспособны.

Еще одним из признаков легкой формы аутизма является замедленный разговор маленького пациента. Создается впечатление того, что ребенок очень долго подбирает нужные слова, которые позволят ему сформировать фразу. Социальные контакты для такого малыша возможны. Однако идет он на них только в присутствии тех взрослых, которым доверяет. Во время контакта, проведя любое действие, ребенок будет поднимать вопросительный взгляд на родителей, пытаясь получить одобрение.

При легкой форме аутизма у детей наблюдаются трудности при расставаниях с близким человеком. Причем в такой ситуации значительно усиливаются клинические проявления синдрома. Именно поэтому в тот период, когда патология корректируется лечением, психологи не рекомендуют оставлять больных с чужими людьми.

Развитие интеллекта и способность к обучению ребенка при легкой форме аутизма практически не отличают их от здоровых сверстников. Если со стороны родителей и специалистов маленькому пациенту будет оказана определенная помощь и поддержка, то после перехода во взрослый возраст человеку становятся доступны все те социальные возможности, которыми обладают здоровые люди.

Симптомы легкой формы аутизма отличаются исходя из гендерной принадлежности больных. Например, у девочек распознать признаки болезни порой невозможно. Так, у них практически полностью отсутствует зацикливание на однотипных действиях. Помимо этого, легкая форма аутизма у девочек не приводит к задержке психического развития. Маленькие пациентки часто привязаны к личным взаимоотношениям и к отдельным людям.

Симптомы болезни в подростковом возрасте

Каковы признаки легкого аутизма у школьников средних классов? Подростки с таким диагнозом мало чем отличаются от своих сверстников в плане познания отношений, в том числе сексуальных и романтических. Но при этом у них порой наблюдаются проблемы с теми источниками, из которых они получают нужную информацию.

У подростков с легкой формой аутизма очень мало или совсем нет друзей, с которыми можно было бы обсудить такие темы. К сожалению, единственным источником для них служат порнофильмы (для мальчиков) или «мыльные оперы» (для девочек). Увиденное может являться неким сценарием того, что делать и как поступать на свидании.

Помимо этого, непопулярные девочки, которых не принимали ни в какие компании, после тех изменений, которые произошли с ними в период полового созревания, весьма рады вниманию мальчиков. Однако они так до конца и не осознают того, что этот интерес носит лишь сексуальный характер.

Симптомы болезни у взрослых

Каковы признаки аутизма в старшем возрасте? Среди признаков легкой формы аутизма у взрослых выделяется нормальный, а в некоторых случаях высокий интеллектуальный уровень человека. Его определяют по показателю IQ. Однако параллельно с этим больной испытывает затруднения, решая неожиданные для него и срочные задачи. Кроме того, у него наблюдается недостаток адекватной реакции при внесении изменений в привычные жизненные ритуалы.

Какие еще существуют признаки легкой формы аутизма у взрослых? Несмотря на то, что речь этих людей абсолютно нормальна, все же имеют место некоторые сложности в коммуникации. Например, люди с диагнозом "аутизм" в легкой степени, прекрасно осведомлены о том, что слово «напиток» имеет несколько синонимов. Тем не менее сделать конкретный заказ в кафе такому больному очень сложно. Помимо этого, во время ведения разговора у пациентов отмечается монотонность речи или же они произносят слова с неестественным оттенком, тоном робота.

Легкую форму аутизма у взрослых можно распознать и по их поведению. Для них характерна зацикленность на определенной теме или весьма узкий круг интересов. Такие люди проявляют ригидность к изменениям рутинных действий, что создает для них сложности на работе или при проживании в общежитии.

Среди симптомов аутизма в легкой форме у взрослых выделяют и аномалии, проявляющиеся в социальном поведении. У таких больных порой вызывает затруднение долгий зрительный контакт. Они неспособны поддерживать оживленный диалог, распознавать мимику, жестикуляцию и позы собеседника. Также пациенты нередко не могут общаться с людьми различных возрастов в соответствии с социальными нормами. Люди с легкой формой аутизма редко соглашаются с другим человеком или принимают точку зрения, выработанную коллективом.

Проявление болезни у женщин

Дамы с аутизмом легкой степени выделяются среди остальных представительниц слабого пола тем, что:

  • красивой и модной одежде они предпочтут удобную, так как практичность для них превыше всего;
  • не станут тратить время на сооружение замысловатой прически на голове, а ограничатся простым расчесыванием;
  • не будут накладывать макияж;
  • порой выглядят эксцентрично, но при этом вовсе не понимают этого;
  • их поведенческие и голосовые навыки, а также внешний вид более напоминают детские, не соответствуя реальному возрасту;
  • обладают более экспрессивными невербальными функциями, чем мужчины с таким же диагнозом;
  • теряются в осознании себя как личности, принимая при этом за образец других людей и копируя их поведение;
  • их любимым занятием является уход от реальности в виртуальный мир, для чего используется чтение книг, компьютерные игры и просмотр фильмов;
  • зоной комфорта для таких женщин является дом или любое другое место, удобное для контроля над действительностью;
  • создают сами для себя правила, а после неуклонно следуют им, проявляя дисциплинированность, повторяющиеся действия и семантические привычки.

Диагностика

Тому, кто обнаружил у себя или у своего ребенка признаки легкой формы аутизма, следует обратиться к врачу (педиатру, терапевту, психиатру или невропатологу) за консультацией.

Специалистом будет проведена диагностика, которая позволит выявить патологию. Основными ее формами являются опрос или наблюдение. Врач побеседует со своим пациентом, выявит особенности его движений и поведения. После этого будут проведены специальные тесты. Если после этого подозрения на наличие заболевания останутся, то врач может дать направление на:

  • электроэнцефалографию;
  • УЗИ головного мозга;
  • осмотр сурдолога.

Точное заключение доктор даст только после проведения назначенных им процедур.

Лечение

Для коррекции симптомов легкого аутизма используются рекомендации психолога. Им же могут быть проведены сеансы, в ходе которых пациент научится правильному поведению в социуме.

Помимо этого, устранить симптомы болезни поможет применение лекарственных препаратов. Но стоит иметь в виду, что эти средства лишь смягчат признаки болезни, сделав жизнь пациента несколько проще. Они подавят замкнутость, апатию, агрессию и простимулируют работу мозга. А это весьма важно при наличии данной патологии.

Врачи, как правило, назначают своим пациентам четыре группы препаратов. Среди них:

  1. Ноотропы. Прием этих средств позволяет улучшить работу мозга и повысить его активность. Пациент начинает проще общаться с людьми, отчего в его жизни становится меньше проблем.
  2. Нейролептики. С помощью препаратов этой группы снимается напряжение, устраняются агрессивные мысли и пациент успокаивается. Частично такие средства оказывают положительное влияние на мозг, стимулируя его работу.
  3. Антидепрессанты. Если у пациента часто имеет место подавленное настроение, и он не желает взаимодействовать с окружающими, то врачи прибегают к помощи препаратов этой группы. С их помощью устраняются все подобные симптомы.
  4. Транквилизаторы. Их назначают нечасто в связи с их негативным влиянием на нервную систему.

Пи легкой степени аутизма подавление симптомов порой возможно и при приеме обычных витаминно-минеральных комплексов. Активные вещества таких препаратов улучшают обменные процессы в организме, нормализуют деятельность мозга и защищают нервную систему больного от негативных воздействий извне.

Подавить симптомы болезни можно и при применении иных средств. Так, при легкой степени аутизма высокую эффективность можно получить при проведении:

  • когнитивно-поведенческой терапии;
  • тренингов социального взаимодействия;
  • занятий в специальных обучающих центрах.

В качестве дополнительных мер по нормализации состояния больного необходимо следить, чтобы он:

  • принимал сбалансированную пищу;
  • придерживался распорядка дня;
  • не переутомлялся;
  • занимался спортом;
  • как можно больше общался с окружающими.

Как видим, нет ничего страшного в диагнозе "аутизм", если знать, что делать и к кому обратиться за помощью.

fb.ru

АУТИЗМ У ДЕТЕЙ | ГБУЗ АО "Сковородинская ЦРБ"

     Аутизм — это психическое заболевание, при котором происходят выраженные нарушения в коре головного мозга, приводящие к полному нарушению социальной адаптации и особому восприятию собственного внутреннего мира.
Впервые случай аутизма у детей был описан в 1943 году. Это открытие сделал Г. Аспергер. В последствии даже один из синдромов, при котором развиваются симптомы заболевания, был назван его именем — синдром Аспергера.      Определение болезни было дано гораздо позже, после накопления статистических данных о заболевших. Заболевание может встречаться в любом возрасте, в том числе у новорожденных. Детки, которым установлен диагноз «аутизма», требуют к себе более внимательного отношения и применения специального подхода.

Причины.

На сегодняшний день большинство ученых считают, что причиной заболевания становятся нарушения в генетическом аппарате или врожденная генетическая наследственность. Очень часто первые признаки болезни можно заметить у грудничков или малышей первого года жизни. Однако эти проявления часто списывают на особенность характера или темперамента ребенка.
У мальчиков аутизм встречается гораздо чаще. Соотношение — 4:1. Девочки болеют реже. Часто малышки имеют высокую предрасположенность к болезни, если у их близких родственников или родителей есть данное заболевание.
Наследуется болезнь по аутосомно-рецессивному признаку. Это означает, что даже если оба родителя будут больны аутизмом, то риск рождения здорового ребенка у них составляет 25%.
Не только наследственная предрасположенность может привести к появлению заболевания. Есть научные исследования, которые показали связь между воздействием некоторых провоцирующих факторов на развитие болезни. Как правило, такое действие происходит во время внутриутробного роста малыша.
К таким провоцирующим факторам относят:
1. Инфицирование беременной женщины различными бактериальными или вирусными инфекциями. Особенно опасно такое заражение плода в период первых 8 недель внутриутробного развития.
2. Воздействие на будущего ребенка различных токсических химических веществ. Обычно это происходит, если мамочка во время беременности работает на вредных производствах или промышленных предприятиях.
3. Сильное ионизирующее излучение. Встречается на различных производствах, где проводятся работы с ультразвуком или инфракрасными лучами. Все виды радиоактивных излучений также могут повлиять на строение нервной системы, и вызвать симптомы аутизма.

Классификация.

Ранний детский аутизм может протекать в различных вариантах. Обычно врачи используют различные классификации, которые позволяют разделить формы болезни по сходным признакам.
Заболевание может быть легким, средней степени тяжести и тяжелым. В основе этой классификации лежит степень выраженности неблагоприятных симптомов.
При легкой степени
тяжести нарушения интеллектуальных способностей у малыша не происходит. Такие дети практически не отстают в уровне психического развития от своих сверстников. При внимательном наблюдении за ребенком можно обнаружить некоторые особенности. Как правило, такая форма заболевания диагностируется в 3 года.
При аутизме средней степени тяжести проявляются уже более стойкие нарушения со стороны моторных функций, а также присоединяются речевые нарушения. Дети в 2 года практически не разговаривают. Некоторые малыши могут произносить только отдельные слова или фразы, но речевые обороты лишены смысла и являются только простым набором слогов.
Для тяжелого течения характерны выраженные нарушения мозговой деятельности. Дети практически не реагируют на окружающих, не отвечают на вопросы, к ним обращенные. Малыши в возрасте 1,5 года по развитию соответствуют 6-7 месячному ребенку. Эта форма болезни характеризуется неблагоприятным течением и сравнительно плохим прогнозом лечения.

Признаки аутизма.

К основным проявлениям заболевания можно отнести следующие симптомы:
1. Обеднение эмоций. Малыши, не имеющие отклонений в психическом развитии, при любой улыбке или поглаживании испытывают положительные эмоции и реагируют в ответ. Дети, страдающие аутизмом, практически никак не отвечают. Физический или телесный контакт не вызывает у них никакого ответа. Ребенок остается безучастным или старается отвернуться.
2. Сосредоточенный взгляд. Обычно малыши первого года жизни начинают фиксировать взгляд на каком-то одном предмете. Чаще всего у детей с аутизмом можно наблюдать «отсутствующий» взгляд. Они никогда не смотрят собеседнику в глаза, зато часами могут рассматривать какую-то часть от игрушки или рисунок на стене. Часто кажется, что малыш просто погружен в себя.
3. Медленное приучение к горшку. Обычно для малышей, страдающих аутизмом, это становится очень трудной задачей. Часто только в возрасте 3-4 лет ребенок полностью отучается от подгузников и привыкает ходить в горшок.
4. Нарушения речи. Как правило, малыши-аутисты начинают говорить достаточно поздно. Даже после произнесения первых слов они могут замолчать на долгое время. Спустя несколько месяцев они снова начинают говорить, однако произносят всего несколько отдельных слогов или однотипных слов.
5. Многократные повторения слов. Малыши, страдающие аутизмом, очень часто повторяют несколько слов. На вопрос «будешь кушать?» они могут несколько десятков раз повторить «кушать, кушать, кушать». Это прекратиться, только когда кто-то из родителей скажет «кушать» после монолога ребенка. После этого он обычно замолкает.
6. Однотипные движения. Малышам-аустистам очень нравится повторять какое-либо действие много раз. Обычно они включают и включают свет или открывают водопроводный кран. Любые попытки сделать замечание, что так делать нехорошо или неправильно, ребенок не воспринимает адекватно и начинает повторять снова и снова.

7. Изменение походки. Довольно часто маленький аутист начинает ходить на цыпочках или сильно размахивает при ходьбе руками, как бы изображая птицу или бабочку. Некоторые малыши могут подпрыгивать при ходьбе.
8. Психологические особенности. Обычно малыш, страдающий аутизмом, становится более замкнутым. Такие дети часто испытывают серьезнейшие трудности в попытках завести новых друзей. Малыши обычно не играют с другими детьми в песочнице или уходят с детской площадки, избегая новых знакомых.
9. Любимые продукты питания. Обычно ребенок, страдающий аутизмом, имеет выраженную наклонность и любовь только к определенной пищи. Ввести в его рацион новые продукты становится чрезмерно сложной задачей для любой мамы. Малыш категорически отказывается от всего нового, требуя привычных для него блюд. Дети в возрасте 2-3 лет кушают только из знакомой для них посуды. Новые столовые приборы могут вызвать у малыша настоящий приступ паники.
10. Строгая организация. Малыши-аутисты всегда стараются упорядочить свои игрушки или предметы. Они выстраивают своих кукол или животных по цвету, по размеру или по каким-то только им понятным критериям. Любое нарушение такого порядка может вызвать у малыша сильную апатию или же наоборот привести к агрессивному поведению.
11. Возможность самоагрессии. У малышей с аутизмом нарушаются границы восприятия внешнего и внутреннего мира. Довольно часто они чрезмерно болезненно воспринимают любые попытки вторгнуться в их личный мир. В этом случае они проявляют агрессию не по отношению к другому человеку, а к себе. Малыши могут себя нарочно кусать и даже стараются упасть из кроватки или манежа. Нужно отметить, что такие симптомы встречаются преимущественно при достаточно тяжелых формах болезни.

 Диагностика.
Определить аутизм — задача весьма сложная не только для родителей, но и даже для опытного врача. Проведение тестирования в домашних условиях не всегда позволяет получить точный вердикт о том, есть ли у ребенка заболевание. Такое исследование носит лишь вспомогательный характер. Если родители заметили, что у ребенка есть определенные особенности в поведении, то обязательно следует показать его врачу.
Для того, чтобы успешно диагностировать заболевание, требуется проведение нескольких тестов.

Лечение.
   Лечение аутизма — комплексное. Назначение лекарственных препаратов применяется только для устранения неблагоприятных проявлений болезни, которые не поддаются психологическому воздействию посредством применения других методов лечения. Обычно все лекарственные препараты назначает врач-психиатр. Такие лекарства являются достаточно серьезными и назначаются только на определенный короткий период времени для снятия острых негативных симптомов.

С малышами, которым установлен диагноз «аутизм», обязательно работают детские психологи. Цель этих занятий — улучшить социальную адаптацию ребенка, применяя различные психологические методики.
Посещение логопеда также является одним из важных этапов лечения. Для того, чтобы восстановить речь ребенка, требуются регулярные занятия со специалистом. Во время такого обучения малыши заметно расширяют свой словарный запас и меньше проговаривают однотипные предложения. Также такие занятия заметно улучшают процесс социальной адаптации ребенка. Малыши меньше бояться разговаривать с незнакомыми им людьми и быстрее идут на контакт.
Для того, чтобы маленький аутист практически не ощущал своей болезни, используются различные методы общеукрепляющих и развлекательных занятий. Маленьким аутистам рекомендуется иппотерапия или дельфинотерапия. Малыши охотно проводят время с животными. Такие занятия оказывают благоприятное действие на нервную систему ребенка и положительно влияют на весь процесс лечения и реабилитации в целом.
Такие детки требуют более внимательного и тщательного подхода. Только грамотное отношение со стороны окружающих и самых близких людей позволяет малышам лучше адаптироваться к жизни и достичь успеха.

skovzdrav.ru

Виды аутизма - описание, стадии, формы и группы аутизма, степени и типы аутизма у детей

Что такое аутизм?

Определение аутизма — это сложная задача. Связано это с тем, что исследователи, ученые и медики не имеют достоверных фактов о причинах возникновения этого заболевания и не могут отследить процессы, которые приводят к развитию данного состояния. Но основной причиной является огромное многообразие проявлений, симптомов и форм аутизма. Именно в следствии этой особенности аутизм принято называть спектральным расстройством – Расстройством аутистического спектра (РАС), которое характеризуется нарушениями коммуникации, вербальных способностей, трудностями взаимодействия с окружающим миром, ограниченными интересами. Деление этого расстройства на детский аутизм и взрослый возможно весьма условно, поскольку аутичные черты сохраняются в человеке всю его жизнь, даже при условии полной абилитации.

Каждый случай аутизма уникален, и как говорят – «Если вы знаете одного аутиста – то вы знаете только одного аутиста». Несмотря на это, ученые, врачи, исследователи стараются выделить из колоссального разнообразия случаев схожие по степени выраженности проявлений и симптомам и объединить группы детей и взрослых в типы аутизма, для того чтобы поставить корректный диагноз и правильно расставить приоритеты для коррекционной работы.

Виды аутизма у детей и взрослых

Аутизм вынесен в отдельную группу общих расстройств психологического развития по Международной Классификации Болезней (МКБ) и имеет код F84. При необходимости идентифицировать связанные с данными нарушениями заболевания или умственную отсталость используют дополнительный код. Именно клиническое описание аутизма и дало основания разделить его по видам, полагаясь на общие симптомы и проявления, степени аутизма у детей и взрослых:

  • Синдром Аспергера отличается достаточно высоким интеллектом при наличии развитой спонтанной речи. Большинство таких пациентов способны к активной коммуникации и социальной жизни, в том числе с использованием речи. Многие врачи испытывают затруднения с диагностикой, потому что высокая функциональность заслоняет проблему, а проявления болезни могут восприниматься как крайний вариант нормы или акцентуация личности.
  • Классический аутизм (синдром Каннера) отличается полнотой клинической картины, когда присутствуют отчётливые признаки аномалий в трёх сферах высшей нервной деятельности (социальное взаимодействие, коммуникация, поведение). По степени тяжести данный вид значительно колеблется – от лёгкой до максимально тяжёлой.
  • Неспецифическое первазивное нарушение развития (атипичный аутизм): нарушение выявляет себя далеко не всеми типичными аутистическими чертами, аномальные проявления могут охватывать только 2 из 3-х основных уязвимых сфер. Имея подобный диагноз аутизма, дети имеют высокие шансы на успешное развитие и приближение к нормотипичной модели
  • Синдром Ретта: обычно болеют девочки, синдром протекает нелегко, часто появляется в младшем детском возрасте, может приводить к низкой функциональности к периоду окончательного взросления (даже при полной коррекционной помощи).
  • Детское дезинтегративное расстройство: первые признаки появляются к 1,5-2 годам и вплоть до школы. Клинически часто выглядит как регресс уже освоенных навыков (разделённое внимание, речь, моторика).

Данные типы аутизма имеют ценность для клинической диагностики. Однако для терапевтических целей, коррекционных задач и для специалистов, которые работают над улучшением качества жизни и приобретении навыков как социального характера, так и бытового плана, зачастую, не важен уточненный диагноз по МКБ, так он не является достаточно информативным о текущих проблемах пациента, стадии развития заболевания и его влияние на конкретного человека. Для упрощения работы в данной сфере принято разделять пациентов на следующие формы аутизма у детей и взрослых: высокофункциональный и низкофункциональный. Это определенная шкала, на одном конце которой дети с очень большим нарушениями, ярко выраженными симптомами, требующие помощи на протяжении всей жизни, а на противоположном — высокофункциональные, имеющие все шансы на самостоятельность и скомпенсированность в зрелом возрасте. Место ребенка или взрослого на этой прямой указывает терапевт, врач, аналитик, тем самым обозначая уровень и направление его развития.

Однако деление на данные типы аутизма вызвали резонанс в самом аутистическом обществе: невербальные люди по этой шкале относятся к низкофункциональным, однако с их мышлением, способностью коммуницировать с внешним миром все в полном порядке. Происходит это потому, что сам критерий функциональности глубоко ошибочен, поскольку основывается на ложной посылке, что видимое внешнее поведение равносильно интеллекту. Как бы банально это не звучало, нужно отходить от того, чтобы относиться к людям по их внешнему виду. Специалистам по аутизму следует предполагать разум в каждом без исключения.

Исходя из логических рассуждений, этическим соображением и все-таки необходимости классификации степени аутизма у детей и взрослых, в современном и прогрессивном обществе принято делить не на клинические формы, а на степени необходимости сопровождения – от полного и постоянного сопровождения человека, частичного опекунства, до полной самостоятельности.

Столкнувшись с диагнозом РАС, важно помнить, что уровни функциональности и сопутствующие симптомы могут меняться в процессе адекватной терапии. И не просто меняться – постепенно и выверено, но и переходить от тяжёлого к лёгкому.

Большинство исследований сходятся в том, что раннее вмешательство (до 3 лет) с поведенческой терапией, медикаментозной коррекцией (при необходимости), систематическими занятиями с коррекционными педагогами и комплексном подходе существенно повышают шансы ребенка на обычную жизнь наряду со сверстниками. Детский аутизм – это не приговор, а призыв к действию, а дети с аутизмом — просто дети, которым нужно больше заботы, внимания и любви.

Помните главное: диагноз и классификация по клинической форме, по степени аутизма у детей и взрослых, по функциональности или по необходимости сопровождения — это лишь только констатация состояния на данный момент, не определяющая дальнейшую судьбу.

logopedagogika.ru

Мягкий аутизм: признаки и особенности

Признаки лёгкой степени аутизма проявляют себя в том, как ребенок взаимодействует с другими людьми, играет с игрушками и использует повседневные предметы.

Вот перечень симптомов, характерных для мягкого аутизма (не обязательно, чтобы все они проявлялись в одном ребенке):

  • Избегание глазного контакта
  • Пристальное разглядывание других людей
  • Необычные выражения лица
  • Необычные положения тела
  • Неспособность понимать смысл изменения тона и громкости голоса
  • Монотонный голос
  • Непереносимость изменений в распорядке
  • Нехватка навыков поведения в обществе и общения с другими людьми
  • Трудности в начале или в поддержании социальных контактов
  • Сложности в поддержании диалога (говорят монологами)
  • Непонимание языка тела других людей
  • Хорошо развитая для его возраста речь
  • Готовность много и долго говорить на отдельные темы, которые его безмерно интересуют
  • Произнесение вслух своих мыслей
  • Трудности с развитием моторики
  • Большая заинтересованность в составных частях, а не во всем предмете
  • Гиперчувствительность к свету, запахам, шумам, поверхностям и другим  стимулам (сенсорная дисфункция)

Как можно видеть, многие из симптомов высокофункционального аутизма связаны с аномальным поведением в обществе. Чаще всего, проблемы вашего ребенка будут лучше всего заметны, когда он будет окружен детьми своего возраста.

РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ КЛАССИЧЕСКИМ И МЯГКИМ АУТИЗМОМ

Основное различие между двумя формами аутизма состоит в том, что дети с мягкой формой обычно обладают нормальной речью и уровнем интеллектуального развития. У некоторых детей обе сферы могут быть даже развиты выше среднего.

Другое различие состоит в том, что люди с классическим аутизмом воздерживаются от социальных взаимодействий, а люди с мягкой формой обычно ищут общения и хотят завести дружбу. Но у них, чаще всего, не получается наладить полноценный контакт с другими людьми из-за незнания, как это сделать.

ПООБЩАЙТЕСЬ С ВРАЧОМ

Если вам кажется, что у вас или у вашего ребенка – мягкий аутизм, обратитесь к врачу-терапевту. Если он, пообщавшись с вами и попросив вас заполнить специальный опросник, разделит ваши опасения, то вам придется посетить специалиста-невропатолога. Возможно, он поставит вам диагноз – тогда вам придется начать работу над навыками, развитие которых отстает у вас или у вашего малыша.

ЗНАНИЕ — СИЛА

Аутизм звучит страшно, но с ним можно работать и смягчать его проявления. Вам обязательно нужно будет пополнять копилку ваших знаний, общаясь на специализированных форумах, читая статьи и книги. Знание, поддержка и любовь, объединённые вместе – лучшее, что можно предложить человеку, страдающему аутизмом.

Источник: http://autism.lovetoknow.com/Symptoms_of_Mild_Autism

www.corhelp.ru


Смотрите также