Исправление межзубный сигматизм


Сигматизм - дислалия-ннов

Недостатки произношения свистящих звуков «С»-»С`», «3»-»3`», «Ц» (сигматизм, парасигматизм).

Характеристика свистящих фонем. Описание правильного уклада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений - искажения и замены. Значение артикуляционной гимнастики и выработка направленной воздушной струи (формирование круглой щели). Приемы коррекционной работы по постановке свистящих фонем в зависимости от вида нарушения. Работа по формированию фонематического восприятия при парасигматизме. Закрепление коммуникативных умений и навыков.

Недостатки произношения шипящих звуков «Ш», «Ж», «Ч», «Щ».

Характеристика шипящих фонем. Описание правильного уклада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений - сигматизм и парасигматизм шипящих звуков. Артикуляционная гимнастика и формирование направленной воздушной струи. Приемы и последователь­ность постановки. Выбор исходной сохранной фонемы для постановки шипящих. Зависимость методических приемов коррекции от вида нарушения. Тренировки по развитию фонематического восприятия в случаях замены звука. Закрепление коммуникативных умений и навыков.

 

ТЕОРИЯ

АКТУАЛЬНОСТЬ

Одним из самых распространенных дефектов звукопроизношения является сигматизм. Процент данного речевого нарушения год от года не уменьшается, а растет. Вероятно, это связано, с тем, что многие взрослые недостаточно внимательны к детям, не всегда слышат дефектную речь, особенно искажения, которые наиболее трудны в коррекции.

Если не обратить должного внимания на речевые проблемы ребенка в данном возрасте, то в дальнейшем нарушения звукопроизношения может повлечь целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка. Таким образом, именно с возраста 4-5 лет надо начинать логопедические занятия, направленные на преодоление сигматизма.

Очень много в отношении разработки методики преодоления дефектов звукопроизношения, в том числе различных видов стигматизмов, сделано Ф. A. Pay, М. Е. Хватцевым и другими советскими логопедами. Из зарубежных авторов следует выделить Г. Гутцмана, работы которого сохраняют свое значение до настоящего времени.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Сигматизмом называются дефекты произношения свистящих с, з, ц и шипящих звуков ш, ж, ч, щ. Сигматизм является фонетическим нарушением. К нему относятся отсутствие и искажения звуков. Замена дан­ных звуков другими, имеющимися в системе родного языка, называются

www.sites.google.com

«Как исправить межзубной сигматизм" - Советы логопеда -

«Как исправить межзубной сигматизм

(язык выходит за пределы рта. при произношение звуков С,СЬ,З,ЗЬ,Ц)? Консультация для родителей

Ежечасно мы слышим в той или иной мере неправильную речь. Процент речевых нарушений, в том числе и дефектного звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растёт. С чем связано столь повальное нарушение звукопроизношения? Вероятно, с тем, что многие взрослые недостаточно внимательны к детям, не всегда слышат дефектную речь, особенно искажения, которые наиболее трудные в коррекции.  В практике чаще всего встречается дефект: межзубной сигматизм(при произношение свистящих и шипящих, язык выходит за пределы рта.) Это искажение возможно при минимальном проявление дизартрии. Хочется обратить на сложность этого дефекта и рассказать о причине(этиологии).         

Этиология(причина): межзубной сигматизм возникает при парезе лицевого, VII пары черепно-мозговых нервов. В результате наблюдается парез круговой мышцы рта, рот в покое приоткрыт.      Нижняя челюсть отвисает из-за слабости мышц. Причинной является парез тройничного нерва. Так как V пара черепно-мозговых нервов обеспечивает иннервацию жевательной мускулатуры и мышц, удерживающих нижнюю челюсть в сомкнутом состоянии. Из-за пареза подъязычного, XII пары черепно – мозговых нервов движения кончика не дифференцированы, смазаны, язык выходит за пределы рта. Коррекционную работу нужно начать в раннем возрасте, опираясь на неврологические основы дефекта, с этой целью предлагаю следующие упражнения:

( по 20 раз каждое упражнение)

  • « Улыбка» - «Рупор»;

·       « Улыбка» - « Трубочка»;

·        Рисование в воздухе палочкой или карандашом, зажатым между губами;

·       Удержание носового платочка губами;

·       Сбор губами ягод.

Массаж губ:

  • Разминание губ;

·       Пощипывание;

·       Похлопывание;

·       Вибрация

Упражнения для укрепления мышц нижней челюсти :

  • Открывание  и закрывания рта;

·       Имитация жевания;

·       Открывания рта с сопротивлением, подставив тыльную сторону руки под подбородок:

·       Выдвижение нижней челюсти вперёд.

Упражнения для языка:

  • « Накажем язычок»-  легкое его покусывание;

·       «Причешем язычок»;

·       «Погладим язычок» ;

·       « Качели»;

·       « Киска сердится»;

·       «Почистим нижние зубки»;

·       «Вкусное варенье»;

·       «Укольчики».

Массаж для языка:

·      «Блинчики с вареньем»

Отработка выше указанных упражнений подготовит необходимый для свистящих артикуляционный уклад: губы в улыбке, зубы – заборчиком, язык опущен за нижние резцы к альвеолам (нижним дёснам), посередине языка образуется канавка, по которой холодная струя устремляется вниз и выходит через рот. После предшествующей работы постановка звука не вызовет особых трудностей.

 

Учитель-логопед Артанова Любовь Ивановна.

skazka-8.ucoz.ru

Полезные статьи о стоматологическом оборудовании, материалах

Персонажи одного отечественного фильма ведут диалог:
- «Я логопеф, испвавляю фефекты фикции»
- «Ну, вы же половину букв не выговариваете»
- «Ну и что. Их же тъифтать фве»

        К сожалению, даже несколько неправильно произносимых звуков делают речь смазанной и не понятной. Одними из самых распространённых и трудно устранимых дефектов речи являются межзубный и боковой сигматизмы. Обычно эти нарушения возникают при стёртой дизартрии или в результате длительного сосания пустышки, пальца и сопровождаются прокладыванием языка между зубными рядами или отклонением языка в сторону. У таких детей нарушена функция оральной мускулатуры и ослаблен тонус круговой мышцы рта, рот в состоянии покоя постоянно полуоткрыт, что провоцирует возникновение привычного ротового дыхания, недоразвитие нижней челюсти и, как следствие, различных аномалий прикуса. Это затрудняет формирование звуков.

     Эти «универсальные волшебники»

       Часто в речи телеведущих или отечественных кинозвёзд прослушивается шепелявость в форме межзубного и бокового сигматизмов. В недавнем прошлом, такие дефекты были трудно исправимы, но сейчас мы имеем возможность использовать аппараты, которые могут помочь в исправлении вышеперечисленных нарушений. Таким инновационным средством является, в частности, трейнер для миофункциональной коррекции – эластичный миофункциональный тренажёр, выполненный из гипоалергенного силикона.
        Трейнер выпускается в нескольких размерах; для работы с детьми в возрасте 6 – 9 лет оптимальна универсальная модель T4K, просчитанная с помощью компьютерного 3-D моделирования таким образом, что её размер подходит практически всем детям данной возрастной группы. Для малышей от 3 до 5 рекомендуется модель Infant, имеющая небольшие конструктивные отличия.
      
       Все модели трейнера имеют следующие элементы конструкции:
 
1.    Маркерный «язычок» для тренировки правильного нёбного положения языка в покое и при глотании - помогает автоматизировать положение языка и выработать у ребёнка правильный тип глотания с упором в переднюю   треть   нёба,   что   способствует   коррекции готического нёбного свода.
2. «Ограничитель» языка - предотвращает прокладывание языка между зубными рядами. Как правило, при межзубном и боковом сигматизме язык прокладывается, соответственно, сбоку или фронтально между зубными рядами, что вызывает открытый прикус и затрудняет постановку звуков «с» и «з».
3. Специальные силиконовые бугорки, стимулирующие круговую мышцу рта и снимающие избыточное напряжение подбородочной мышцы.

     
     Помощники логопеда

       Как же помогает эти «универсальные волшебники»?

    1. Вырабатывают правильное положение языка в покое и при глотании.
    2. Отучают от прокладывания языка между зубными рядами.
    3. Устраняют межзубное и боковое произношение звуков при соответствующих артикуляционных и речевых упражнениях.
    4. Упрощают формирование не только вышеперечисленных артикуляционных укладов, но и других дефектных звуков.
    5. Мягко снимают судорожное напряжение речевого аппарата (используется при заикании).
    6. Позволяют выработать смыкание губ и восстановить носовой тип дыхания.
    7. Экономят время ребёнка и логопеда при постановке и автоматизации звуков.

       Первое знакомство

       В начале октября 2009 года ко мне на консультацию пришла мама с мальчиком семи лет с жалобами на плохую речь. После двухлетнего обучения в логопедической группе у Миши К. наблюдались следующие дефекты: межзубное произношение свистящих звуков и звуков [т’], [д’], губное произношение звука [л], тоническая форма заикания в средней степени. Осмотр органов артикуляционного аппарата показал наличие открытого переднего прикуса, скученность зубов верхнего ряда, узкое высокое готическое нёба. В состоянии покоя рот у ребёнка был полуоткрыт и наблюдался ротовой тип дыхания. Стало понятно, что традиционные способы постановки в этом случае нерациональны. В Москве, в учебном центре «Логопед Мастер» на обучающей лекции «Использование вестибулярных пластинок и трейнеров в логопедической практике» понимаю, что это «спасательный круг». Спустя неделю мы с мальчиком и его мамой на приёме у ортодонта, использующего программу лечения прикуса с применением трейнеров. Осмотрев Мишу, очень корректно врач убеждает в необходимости использования данного аппарата. «Вам удастся не только скорректировать речь и исправить прикус, но выработать правильный тип дыхания и глотания » -говорит она и назначает использование трейнера Т4К.

      Первые трудности и первые результаты

       В ноябре 2009 года Миша К. начинает носить трейнер, с постепенным привыканием: сначала 20 минут в день, а затем с увеличением времени до одного часа днём и до 5 – 6 часов ночью во время сна. Первый месяц аппарат вываливался изо рта во время сна, т.к. ещё не сформировалась мышечная память, но затем, в течение второго и последующих месяцев, трейнер уже остаётся во рту всю ночь. С мальчиком, соответственно, проводится комплекс упражнений для коррекции звуков. Регулярное и правильное использование трейнера приводит к соответствующим результатам. Спустя два месяца стабилизируется правильное положение языка в полости рта, через шесть месяцев формируются звуки в разговорной речи, восстанавливается носовой тип дыхания и тоническая степень заикания переходит в лёгкую степень.
 
      Примеры из практики

        Ваня Б. обучался в логопедической группе с сентября 2008 с диагнозом «ФФНР. Стертая дизартрия». При осмотре у мальчика были выявлены следующие проблемы: полуоткрытый рот, язык находится на верхней губе в состоянии покоя или при сосредоточенном выполнении какого-либо задания (рисование или лепка), выраженное ротовое дыхание, боковое произношение свистящих звуков и звуков [т’], [д’], губное произношение звука [л].
       В период с октября 2008 по май 2009 года у Вани Б. сформировался и автоматизировался в речи звук [л]. Автоматизация боковых звуков оказалась затруднительной, хотя проводился массаж органов артикуляционного аппарата и комплекс речевых упражнений для коррекции данных звуков. В конце ноября 2009 года, когда мальчику исполнилось 6 лет, ему было назначено использование трейнера. К началу мая 2010 года язык перестал отклоняться в сторону и принял правильное положение во рту. Боковое произношение свистящих звуков и звуков [т’], [д’] было исправлено. Привычка держать рот полуоткрытым и высовывать язык исчезла, кроме того у ребёнка восстановился носовой тип дыхания.
        Аня Р., 6 лет. Поступила в подготовительную группу в сентябре 2011 года с диагнозом «ФФНР. Стертая дизартрия». У девочки по результатам обследования были выявлены: межзубный сигматизм, межзубное произношение [т’], [д’], неправильное произношение звуков [л], [р], высокое готическое нёбо, прокладывание языка между зубами, полуоткрытый рот, выраженный ротовой тип дыхания. Девочка была направлена на консультацию к ортодонту, где ей было назначено использование трейнера.
        За период обучения с сентября 2010 года по февраль 2011 года с применением соответствующих артикуляционных и речевых упражнений Ане Р.были поставлены и автоматизированы звуки [т’], [ д’], свистящие звуки и сонорные звуки [л], [р]. Исчезло прокладывание языка между зубами. Восстановился носовой тип дыхания.

     Трейнер Т4К – быстрая коррекция звукопроизношения

       Первый успешный опыт речевой коррекции с использованием трейнеров стал необходимым для регулярного использования этих аппаратов в подобных случаях. В течение 2009 – 2011 учебных годов 13 детей из 28 поступивших в логопедическую подготовительную группу детей использовали трейнеры, что способствовало исправлению межзубных и боковых звуков и коррекции других, неправильно произносимых звуков в более короткие сроки. Это подтвердило эффективность применения аппаратов.

     Взаимодействие логопеда с ортодонтом, ребёнком и его родителями в процессе коррекционной работы с применением трейнеров.

       Чтобы эффективность была высокой необходим комплексный подход с участием логопеда, родителей, ортодонта и самого ребёнка. Логопед после тщательного обследования артикуляционного аппарата и выявления патологии проводит беседу с родителями, на которой объясняет проблему, причины и последствия нарушений, при этом использует наглядный видео материал, рассказывает о трейнерах, принципах работы с ними и об условиях эффективности их применения.
        После этой беседы ребёнок направляется на консультацию к ортодонту, где ему назначается трейнер и деталзируется режим его использования.
       Далее ортодонтом и логопедом проводится мотивирующая беседа с ребёнком. На протяжении всего времени использования трейнера логопедом осуществляется постоянный контроль соблюдения правил использования аппарата и режима его ношения (для работы с трейнером разработан специальный дневник), а также дополнительно проводятся артикуляционные и речевые упражнения. Родители постоянно информируются о результатах коррекции.
        Важно отметить, что система трейнеров была разработана ортодонтами в качестве средства миофункциональной терапии для предупреждения и раннего лечения аномалий прикуса путём тренировки периоральной мускулатуры, устранения парафункций и вредных привычек с целью восстановления миодинамического равновесия челюстно-лицевой области, чему, в первую очередь, способствует стабилизация нёбной позиции языка и восстановление носового типа дыхания.

media-kr.ru

План-конспект занятия по логопедии (1 класс): Постановка звука С при межзубном и призубном сигматизме

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Организационный момент

 Логопед: Сегодня малыш, я приглашаю тебя в осенний лес. Ты знаешь, кто живет в лесу? (ответы ребенка).

Логопед: Да, правильно, молодец! А еще там живет наш старый знакомый ОСЕННИЙ ВЕТЕРОК! В прошлый раз он приходил к нам в гости, а сегодня мы пойдем к нему. Согласен? (Да).

Физическое развитие

Речевое развитие

Двигательная деятельность

Речевая деятельность

  1. Пальчиковая гимнастика

Логопед: Мы идем по осеннему лесу и собираем грибы.

Пальчиковая игра «Топ-топ-топ, 5 шагов»

Топ-топ – пять шагов

(«шагать» пальчиками по столу).

В туесочке пять грибов.

(переплели пальцы обеих рук – сделали «туесочек», большие пальцы – ручка, показали 5 пальцев правой руки).

Мухомор красный –

Гриб опасный.

А второй – лисичка,

Рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб – сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый,

Ешь его смело!

(На каждое двустишие ребенок разгибает по одному пальчику, начиная с мизинца, на одной или на обеих руках).

Логопед: Малыш, ты знаешь, какой гриб здесь был ядовитым, несъедобным? (Мухомор)

 

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Упражнения на развитие речевого дыхания

Призубный сигматизм-  даются упражнения для выработки длительной, направленной воздушной струи; положения широкого кончика языка за нижними резцами; вырабатывается умение удерживать губы в улыбке.

Логопед: Малыш, давай вспомним, как дует ОСЕННИЙ ВЕТЕРОК?

Упражнение  для развития напора воздуха:

1. Набрав в легкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать) его через вытянутые вперед «трубочкой» губы. Контролировать выдыхаемую струю  ладонью, бумажкой или ваткой: ощущается резко бьющая холодная струя воздуха, бумажка или ватка отклоняются в сторону.  Повторять упражнение 3-5-7 раз.

2. Высунуть язык, чтобы он лежал на нижней губе. Вдоль языка до его середины положить круглую тонкую палочку (спичку) и надавить для образования канавки. Губы округлить, но не напрягать. Зубы разомкнуты. Вдохнув, с силой выдувать воздух, раздувая щеки. Контролировать поток воздуха ладонью, бумажкой или ваткой.  Повторить упражнение 3-5-7 раз.

Игры:

«Заморозим пальчики»

 «Заморозим подбородок»

«Заморозим шею»

«Забьем шайбу (мяч) в ворота» (с ватными шариками)

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Артикуляционная гимнастика

Логопед: Вот тебе корзинка, давай будем собирать в нее грибы и ягоды. (ребенок выбирает картинки, которые ему больше нравятся, но перед тем как положить их себе в корзинку, он должен сделать артикуляционное упражнение, которое нарисовано на обратной стороне картинки).

При межзубном произнесении  звука С: проводятся упражнения для укрепления мышц кончика языка и передней части спинки языка; выработки направленной воздушной струи; отрабатывается звук [и], при котором положение языка близко к нормальной артикуляции звука [с].

Упражнение для губ:

Растянуть губы в улыбку до предела и удержать их в напряженном положении некоторое время под счет. Зубы сомкнуть. Повторить упражнение 3-5-7 раз.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Развитие мимической мускулатуры

Логопед:

Мы идем по лесу. Листья шуршат под ногами. И вдруг видим – бежит мышонок. Он тоже нас заметил и испугался.

Игра «Пугливый мышонок».

Изобразите мне пугливого мышонка. Вы должны сжаться  в комочек, и изобразить на лице испуг.

Физическое развитие,

Речевое развитие

Двигательная деятельность

Речевая деятельность

  1. Голосовые упражнения и упражнения на интонационную выразительность речи

Логопед:

А как мышонок голос подает? (он пищит)

Логопед:

А давай будем пищать, как мышки:

- Тихо пи-пи-пи

- Громко пи-пи-пи

С разным ударением: ПИ-пи-пи, пи-ПИ-пи, пи-пи-ПИ

Речевое развитие, Познавательное развитие

Речевая деятельность

Познавательная деятельность

  1. Постановка звука С  при межзубном (призубном) сигматизме

Логопед: Малыш, давай вспомним песенку ОСЕННЕГО ВЕТЕРКА!

При межзубном и призубном сигматизме необходимо убрать кончик языка за нижние резцы, для чего можно прибегнуть к механической помощи: специальным зондом или концом шпателя легко нажать на кончик распластанного (а не комообразного!) языка, опустив его за нижние зубы. Механически придерживая язык в таком положении, предложить  ребенку произнести изолированно звук С (сделать «Холодный ветерок», «Насос», «Песенку водички» - СССССССССССССС).

Затем так же с механической помощью отрабатывается слог СА-СА-СА.

(Межзубный сигматизм звука С часто требует длительной логопедической работы. При отсутствии контроля часто наблюдаются рецидивы).

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Артикуляционный уклад звука  С

Логопед: Давай покажем ОСЕННЕМУ ВЕТЕРКУ, что мы знаем, как петь его песенку! (что мы знаем, как правильно произносить звук С).

- Губы улыбаются

- Зубы сближены («заборчиком»)

- язычок «горочкой», кончик языка касается нижних резцов;

- воздушная струя холодная

- горлышко не дрожит

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Характеристика звука С

Характеризовать звук желательно лишь после того, как он уже получился. После этого можно сказать ребенку, что «ПЕСЕНКА ОСЕННЕГО ВЕТЕРКА» (песенка насоса, песенка водички) – это и есть звук С.

Какой звук С?

Звук С – согласный, твердый, глухой, обозначается синей фишкой.

 

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Физкультминутка – игра с мячом

Дидактическая игра «Чего много в лесу?» (отработка использования ребенком Р.П. имен существительных)

Логопед бросает ребенку мяч и спрашивает: «Чего много в лесу?», ребенок возвращает мяч и отвечает либо полным предложением, либо словосочетанием со словом МНОГО

МНОГО ДЕРЕВЬЕВ

МНОГО ЛИСТЬЕВ

МНОГО ГРИБОВ

МНОГО ЯГОД

МНОГО ПТИЦ

МНОГО ЗВЕРЕЙ и др.

Познавательное развитие

Умственная деятельность, игровая деятельность

  1. Игры на развитие фонематического слуха.

Логопед: Я буду читать тебе стихотворение, а ты, как услышишь название какого-нибудь гриба, должен положить перед собой счетную палочку (или грибок, вырезанный из картона)

Игра «Сосчитай грибы»

Только я в кусты зашла –

Подосиновик нашла.

Две лисички, боровик,

И зеленый моховик.

Сколько я нашла грибов?

У кого ответ готов?

(пять)

Познавательное развитие

Игровая деятельность  Познавательная деятельность

  1. Игры на развитие ВПФ

 Логопед: ОСЕННИЙ ВЕТЕРОК хочет с нами поиграть. Он приготовил нам по 4 картинки, и просит нас ответить на вопрос: «Какая картинка тут лишняя?»

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Подберезовик, подосиновик, мухомор, лисичка

Клюква, земляника, сыроежка, брусника

Белый гриб, груздь, земляника, опята

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Итог, оценка работы ребенка

 Малыш, нам пора возвращаться из осеннего леса в наш класс.

К кому в гости мы сегодня ходили? Кого видели? Что делали?

Чему учил нас ОСЕННИЙ ВЕТЕРОК?

Ты научился петь песенку ОСЕННЕГО ВЕТЕРКА?

Давай посмотрим, как у тебя это получается?

ТЫ МОЛОДЕЦ!

Завтра ветерок придет к нам еще раз.

Речевое развитие  Художественно-эстетическое развитие

Речевая деятельность  Изо-деятельность

  1. Домашнее задание

 Раскрасить грибы из Пальчиковой игры «Топ-топ-топ – пять шагов», ядовитый гриб обвести в круг красным карандашом!  (раскраска готовится заранее – мухомор, лисичка, волнушка, сморчок, белый гриб)

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая деятельность

  1. Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания занятия.

nsportal.ru

Сигматизм — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Сигматизм

Стрелочкой обозначается прохождение воздуха между щёками и боками языка у страдающего боковым сигматизмом.
МКБ-10 F80.880.8
МКБ-9 307.9307.9

Сигмати́зм (Σ — сигма — греческая буква, обозначающая звук /s/) — вид косноязычия (расстройства речи), при котором нарушено произношение шипящих (/ʂ/ (ш), /ɕː/ (щ), /ʑ/ (ж), /t͡ɕ/ (ч)) и свистящих фонем (/z/ (з), /zʲ/ (з’), /s/ (с), /sʲ/ (с’), /t͡s/ (ц)). При сигматизме эти звуки произносятся искажённо, либо совсем выпадают из речи.

Существует несколько видов сигматизма.

Нарушение произношения свистящих или шипящих звуков, либо сразу обоих перечисленных типов звуков может наблюдаться при следующих типах сигматизма:[1][2]

  • Горловой (гортанный, ларингеальный) сигматизм. При данном типе сигматизма шипящие звуки заменяются грубым звуком с хрипотой, который возникает между ложными голосовыми связками.
  • Губной (билабиальный, лабиальный) сигматизм. Сквозь приоткрытые зубы между выпяченными губами проникает струя воздуха, наталкиваясь на них. У страдающих этим типом сигматизма выходит дующий звук, похожий на /f/ (ф).
  • Латеральный (боковой) сигматизм. Из-за неправильного положения языка при артикуляции, струя воздуха переходит от средней линии в стороны, влево или вправо, иногда по обеим сторонам.
  • Интердентальный (межзубный) сигматизм. Происходит из-за отсутствия прикуса во время артикуляции, когда человек просовывает кончик языка между зубами, а нижняя челюсть опускается вниз. Вместо острого звука выходит мягкий шум между верхними резцами и языком, так как происходит наталкивание струи воздуха на мягкий кончик языка. Причина — прогнатизм, выпадение молочных зубов, прямой открытый прикус и вялость кончика языка.
  • Аддентальный (призубный) сигматизм. Происходит оттого, что язык при артикуляции прижимается к задней поверхности резцов. По этой причине воздух проходит широкой струёй через переднюю часть языка между зубами.
  • Нёбный (палатальный) сигматизм. Возникает при сильно оттянутом назад кончике языка, который близко подходит к твёрдому нёбу. Фрикационный шум возникает между верхними резцами и кончиком языка. Причиной нёбного сигматизма могут быть прогнатизм или патологический прикус.
  • Назальный сигматизм. Назальный сигматизм происходит из-за нарушенной функции мягкого нёба. Из-за бездействия нёбной занавески струя воздуха идёт в нос, и сопровождается назализацией звука, который затем произносит человек.
  • Губно-зубной (лабиодентальный) сигматизм. При губно-зубном сигматизме струя воздуха ударяется о нижнюю губу, которая находится рядом с верхними резцами, отчего происходит трение воздуха и возникает звук, схожий с /f/ (ф).

Шипящий и свистящий типы:[1][2]

  • Шипящий сигматизм: Произношение, при котором речь приобретает шипящий оттенок, конкретно это связано с звуками /s/ (с), /z/ (з), /t͡s/ (ц). При шипящем сигматизме кончик языка отходит назад от резцов, и образует таким образом значительно большу́ю полость. Полость больше, чем этого требуется для произношения свистящих звуков. Причиной шипящего сигматизма могут быть аномалии зубно-челюстной системы или частичное нарушение слуха.
  • Свистящий сигматизм. Характерно произношение вместо /s/ (с) резкого свиста, причина — слишком узкий губной желобок.
  • Некоторые виды сигматизма
  • Аддентальный (призубный) сигматизм

  • Интердентальный (межзубный) сигматизм

  • Латеральный (боковой) сигматизм

  • Носовой сигматизм

  • Шипящий сигматизм

  • Места артикуляции у человека.

  1. 1 2 Понятийно-терминологический словарь логопеда (рус.) / Под ред. Селиверстова В. И.. — «ЛитРес», 2017. — С. 220—222. — ISBN 978-5-04-039065-6.
  2. 1 2 Селиверстов В. И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Состав. Селиверствов В. И., Гаубих Ю. Г., Перчук Л. Б., Братанова О. А., Коркина Ю. В., Попова И. В., Мельникова О. Ф., Кондукова И. В., Зуденкова Е. П.; Реценз. Лубовский В. И., Сластепин В. А., Волкова Л. С., Мастюкова Е. М.. — М.: Гуманитарный издатель «ВЛАДОС», 1997. — С. 298—300. — 400 с. — ISBN 5-691-00044-6.

ru.wikipedia.org

Доклад на тему "Боковой сигматизм и пути его преодоления"

МДБОУ «Детский сад общеразвивающего вида №1«Берёзка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей».

 

 

 

 

 

 

 

 

«Боковой сигматизм и пути его преодоления».

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                     Учитель – логопед

Рыженкова Н. В.

 

 

 

                                                                          

  

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Обоянь 2015г.

 

          Для успешного решения задач по осуществлению преемственности между школой и ДОУ, надо подготовить необходимый фундамент знаний в старшем дошкольном возрасте.  В связи с этим встает вопрос об особенностях обучения детей с отклонениями в речевом развитии в условиях ДОУ.

          Нарушения звукопроизношения, нередко встречающиеся у дошкольников, затрудняют овладение ими в дальнейшем правильным чтением и письмом.   

         На практике очень часто приходится встречать детей с дизартрическими расстройствами речи, проявлением которого является нарушение звукопроизношения: бокой сигматизм группы шипящих звуков «ш», «ж».

Трудность коррекции бокового сигматизма заключается в отсутствии оказания медикоментозной и физиотерапевтической помощи ребенку в силу различных причин. Одной из которых является нежелание родителей воспитанника массового детского сада посетить по рекомендации логопеда таких специалистов, как: невропатолог, физиотерапевт. В результате чего, ребенок остается без должного объема оказываемой ему помощи.

 

     Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом.

  Мы знаем, что имеется несколько видов сигматизма:

- Межзубный.

- Губно-зубной.

- Призубный.

- Шипящий.

- Боковой.

- Носовой.

     Я остановлюсь на боковом сигматизме, наиболее трудном виде. Боковой сигматизм требует длительной систематической работы. В основе бокового сигматизма  лежат причины органического хорактера – парезы языка, короткая подъязычная уздечка, к наличию которой часто присоединяется узкое, высокое нёбо или неправильное расположение зубов верхней челюсти.

     Боковое произношение распространяется на обе группы ( свистящих и шипящих ) звуков, часто присоединяется такое же произ, часто присоединяется такое же произношение мягких пар задненёбных и произношение звука «р».

     При боковом сигматизме  язык ложится ребром. Один его край    поднимается к внутренней поверхности коренных зубов, а  кончик упирается в альвеолы. Воздушная струя идёт не к средней линии передних резцов, а вбок, уклоняясь в одних случаях вправо, а в других – влево, или выходит по обоим краям языка.

     Эти уклонения  можно обнаружить, передвигая вдоль губ узкую полоску бумаги или кусочек ваты, которые отклоняются, попадая под воздушную струю. Звук характеризуется «хлюпаньем».

     Случаи односторонних боковых сигматизмов могут зависеть от уклонения языка вправо или влево и от смещения в тот или другой бок нижней челюсти при смыкании зубов.

     Случаи двусторонних сигматизмов связаны с тем, что язык своей спинкой поднимается к нёбу, не образуя желобка посередине, боковые края языка опущены и пропускают воздушную струю.

     Требуется длительная и кропотливая работа по исправлению бокового сигматизма.

      Начинаю работу с проверки, различает ли ребенок на слух звуки с, з, ц? Для этого  кладу перед ним карточки с написанными буквами с, з, ц. В начале уточняете, какая буква написана на каждой карточке. Затем предлагаете ребенку сосредо­точиться и внимательно слушать. Произносите слова с каким-то из этих звуков в начале. Ребенок должен поднять карточку с буквой, звучание которой он услышал в начале этого слова. Если ребенок плохо справляется с этим заданием, поиграйте с ним в «слова». «Давай будем придумывать слова со звуком с в начале слова (также 3 и Ц).

Как  я провожу работу по исправлению бокового сигматизма? Как и рекомендуется в литературе, сначала я  уделяю большое внимание артикуляционной гимнастике. Вырабатываю правильную воздушную струю, добиваюсь замыкания ротовой полости с боков и образования по середине языка желобка. С этой целью заставляю ребенка дуть на просунутый между зубами широко распластанный передний край языка. А затем, передний край языка перевожу за нижние резцы. При гимнастике выполняю комплекс основных движений: для губ, языка, нижней челюсти - характерных для данного звука. Самым подвижным органом является язык. Наибольшей степенью подвижности обладают передняя часть языка и кончик. При произнесении звуков « С, З, Ц» кончик языка опускается за нижние зубы, при звуках « Ш, Ж, Щ »  язык поднимается к нёбу и образовывает щель с твёрдым нёбом. Поэтому я беру в артикуляционную гимнастику упражнения  в процессе которых  вырабатываю положение кончика языка.

     Так, для свистящих  звуков,  язык должен быть опущен за нижние зубы. Для этого провожу  упражнение «Почистим зубки».

Слежу, чтобы язычок касался дёсен за нижними зубами, а не края зубов.

Губы должны быть неподвижны и в положении улыбки.

     Двигая язычком снизу вверх, слежу, чтобы кончик был широким и начинал движения от альвеол за нижними зубами.    Для выработки воздушной струи провожу упражнения: «Кто дальше загонит мяч?», «Загони мяч в ворота», «Фокус»  . Слежу, чтобы щёки не надувались, чтобы ватный шарик загонялся в ворота на одном выдохе, не прерывая струю. Таким образом, вырабатываю плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

     Для шипящих звуков «Ж, Ш, Ч, Щ» провожу такие игры:

«Накажем непослушный язычок», «Сделать язычок широким», «Приклей конфетку». Упражнения служат укреплению мышц  языка и подъёму языка вверх.

     Слежу, чтобы работал только язык – нижняя челюсть была неподвижна.

     Чтобы рот был открыт не более, чем на 1,5 см., если ребенок не удерживает позу закрытого рта, то между зубами ставлю ручку, палец.

     Упражнения выполнять в медленном темпе.

     Когда звук я поставила, перехожу к введению поставленного звука в самостоятельную речь.

     Умение свободно и правильно использовать поставленный звук  в самостоятельных устных высказываниях формируется медленно. Провожу с ребенком большое количество тренировочных  упражнений, при этом соблюдаю систему упражнений,т.е. перехожу от лёгкого к трудному, от слогов к слову, от слова к словосочетанию, от словосочетания к предложению, от простого предложения к сложному.

     Использую следующие виды работ:

·       Самостоятельное называние слов по картинкам.

·       Повторение за логопедом слогов, слов, фраз, насыщенных нужным звуком.

·       Придумывание слов на заданный звук, составление с ним предложений.

·       Чтение слов и небольших текстов ( в подготовительной группе).

·       Заучивание стихотворений, пословиц, загадок, скороговорок.

·       Пересказ прочитанного логопедом рассказа или сказки.

·       Ответы на вопросы по сюжетным, серийным картинкам.

·       Самостоятельные рассказы из личной жизни, жизни детского сада.

     При этом слежу за убыстрением темпа воспроизведения вновь введённого звука в речь. Делаю с детьми  звукобуквенный анализ слов, определяем порядковое место звука в слове, использую игру «Часы». Выделив нужный звук, я обязательно еще раз уточняю артикуляцию данного звука. С помощью зеркала ребёнок контролирует положение губ, языка, зубов, следит за струёй выдыхаемого воздуха.

     При подборе речевого материала для закрепления изученного звука слежу, чтобы в нём не встречались звуки близкие по артикуляции, например, работая над звуком «Ш» слова со звуком «С» не даю до тех пор, пока ребёнок не научится чисто произносить и хорошо различать на слух слова со звуком «Ш». Затем предлагаю задания на дифференциацию звуков. Обязательно уточняю их артикуляцию. Большое внимание  уделяю сопоставлению аффрикат

«Ц» - со звуками «С, СЬ, Т, ТЬ»

«Ч» - со звуками «Ц, Щ, ТЬ, С, Ш»

«Щ» - со звуками «Ш, Ч, СЬ, ТЬ, Ц»

     Данные звуки чаще всего смешиваются во время письма.

     Если необходимо, провожу артикуляционную гимнастику и массаж для снятия гиперсаливации и спастичности:

- жевание и глотание с закрытым ртом.

- упражнение йогов. Вращение языком в преддверии открытого рта, сглатывание слюны.

- статистические упражнения. Широкое открывание и закрывание рта, язык на дне ротовой полости (в течение 3-5 сек., затем 5-10 сек.) .

- упражнение «Толстячок-худышка» (при сомкнутых губах) .

- надувание и втягивание щек: одновременное, попеременное (4-5 раз) .

- упражнение «Усики». Удерживание губами: полоски бумаги, шпателя, трубочки для коктейля разных размеров, ёмкостей разных диаметров.

- упражнение «Сушим язычок». Всасывание воздуха в себя через «трубочку» из языка.

- упражнение «Мёд или хлебный шарик» (глотание капелек меда или хлебных шариков, положенных на кончик языка) .

- упражнение «Жевание и глотание твердой пищи» сушки, сухаря.

Массаж: вращательные движения против часовой стрелки, до 6-8 сек, не вызывающие дискомфорт, при помощи зонда «грабли» или указательного или среднего пальца. Точечный массаж: в углублениях под языком, в двух точках одновременно,

- легкая вибрация под подбородком указательным пальцем( 5 сек) в области подчелюстной ямки.

-круговые движения указательными пальцами почасовой стрелке по точкам под козелками ушей в течение 5 мин. (по 2.5 мин-рот открыт-закрыт) и 5 мин. против часовой стрелки.

Массаж мягкого нёба: поглаживание и разминание пальцемтвердого и мягкого нёба по средней линии от верхних резцов до увуля, для получения выраженного глоточного рефлекса.

 

infourok.ru

Способы исправления губно-зубного сигматизма шипящих звуков.

Губно-зубной сигматизм.

При этом недостатке произношения свистящие или шипящие звуки (а иногда и те и другие) произносятся подобно звукам ф и в, т. е. при таком положении частей артикуляционного аппарата, когда нижняя губа поднята к верхним резцам, образуя сужение, через которое проходит выдыхаемая струя воздуха, а язык находится в положении звука с. При такой комбинированной артикуляции образуется звук, который содержит элементы звуков ф и с (в и з), вследствие чего произношение становится нечетким, непонятным и неприятным на слух.

При устранении губно-зубного сигматизма логопед предлагает логопату произносить звук с при раздвинутых губах и обнаженных краях резцов (показ в зеркале). Если логопат не воспроизводит этого движения сам, логопед, придерживая его нижнюю губу и обнажая таким образом резцы, предлагает произносить звук с в этом положении. Затем, когда изолированно звук с звучит уже правильно, логопед приучает логопата произносить этот звук в сочетании с гласными сначала с механической помощью (придерживая пальцами нижнюю губу), а затем без нее.

Постановка шипящих звуков

Перечисленные виды сигматизма, кроме шипящего (межзубный, губно-зубный, призубный, боковой и носовой), могут встречаться и в группе шипящих звуков (ш, ж, ч, щ).

Кроме того, часто шипящие звуки заменяются свистящими, например звук ш — звуком с, звук ж — звуком з, звук ч — звуком ц, звук щ — звуком с'.Такая замена называется свистящим сигматизмом.

Недостатки произнесения шипящих звуков ш и ж можно устранять следующим образом. Логопед предлагает логопату произносить звук сив это время, подводя шпатель или зонд под кончик языка, поднимает его за верхние альвеолы; при таком положении вместо с слышится звук ш, вместо з — ж. Логопед постепенно приучает логопата удерживать язык в таком положении. При этом, чтобы обеспечить необходимое выдвижение губ, логопед слегка нажимает на углы его рта (рис. 25). В дальнейшем логопат закрепляет правильное произношение звуков ш и ж в слогах, словах и фразах, контролируя при помощи зеркала положение своих губ и языка. Кроме того, он выполняет устные и письменные упражнения на дифференциацию этих звуков и свистящих с и з.

При постановке аффрикаты ч логопед предлагает логопату произносить слог ать и в это время, подложив шпатель или зонд под передний край языка, поднимает его к альвеолам верхних резцов. Одновременно логопед слегка нажимает пальцами на углы рта, выдвигая губы вперед. При таком положении языка и губ вместо слога ать слышится ач, вместо оть — оч,вместо уть — уч и т.д. По мере того как логопат закрепляет этот звук в своем кинестетическом и слуховом представлении, он начинает произносить его самостоятельно (без механической помощи) в обратных и прямых слогах, а затем в словах и фразах. Кроме того, необходимы устные и письменные упражнения на дифференциацию этого звука и звуков с и ц.

При постановке звука ш логопед предлагает логопату произносить длительно смягченный ш (шьшь) или слог ась и в это время, так же как при постановке звука ч, поднимает шпателем или зондом кончик его языка к верхним альвеолам, отчего получается шьшь или звук ш. Вначале этот звук закрепляют в прямых, слогах, затем в обратных, далее в словах и фразах. Кроме того, проводятся устные и письменные упражнения на дифференциацию звуков щ, с и ш.

Как уже было сказано ранее, при исправлении различных видов сигматизма особое внимание необходимо уделять дифференциации свистящих и шипящих звуков.

Дифференциацию свистящих и шипящих звуков рекомендуется проводить примерно в такой последовательности: с-з, с-ц, с-з-ц, ш-ж, с-ш, з-ж, с-ч, ц-ч, с-щ.

.Губно-зубной.

Губы: занимают нейтральное положение.

Зубы: нижние зубы невидны, верхние слегка обнажены.

Язык:

- кончик языка опущен, слегка оттянут от нижних резцов;

- передняя часть спинки языка опущена и слегка отодвинута назад;

- средняя часть спинки языка приподнимается и слегка оттягивается назад;

- задняя часть спинки языка приподнята;

- боковые края прилегают к верхним коренным зубам.

Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

Голосовые связки ненапряженны, раздвинуты, голос не образуется.

Воздушная струя более узкая и холодная.

Нарушения звучания: звук ш заменяется звуком ф (шапка – «фапка», машина – «мафина», душ«дуф»).

Предраспологающие факторы: прогнатия, вялость передней части спинки языка, нарушение фонематического слуха.

Подготовительный этап. Ребенка учат сопоставлять и различать на слух звуки ш-ф, используя картинки-символы. Проводятся упражнения для:

- отработки движений нижней губы вниз-вверх,

- подъема широкого переднего края языка вверх.

Постановка звука. Ставят звук ш по подражанию, используя зрительный контроль: ребенок следит перед зеркалом, чтобы нижняя губа была неподвижна, обнажала нижние резцы (можно придержать губу пальцем, поставленным в ямочку под нею). Можно также ставить звук ш от с с механической помощью, обращая внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата.

Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь.

Дифференциация звуков. При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука ш и звука-заменителя: ш-ф.

students-library.com

Способы устранения бокового сигматизма.

Способы устранения бокового сигматизма.

Кудряшова Л.Н.,МБДОУ «Детский сад №15 «Буратино»,Вологодская область, п. Кадуй.

Работаю логопедом в общеобразовательном детском саду. В последние годы все чаще среди дефектов звукопроизношения встречается боковой сигматизм. То есть выдыхаемая струя воздуха проходит не по средней линии, а через боковую щель, одностороннюю или двустороннюю, так как боковые края языка не прилегают к коренным зубам. Произносимые звуки приобретают характерный хлюпающий оттенок. В процессе коррекционно-развивающей работы выяснилось, что традиционные методы и приемы по формированию направленной выдыхаемой воздушной струи и стандартный набор артикуляционных упражнений малоэффективны. Чаще всего причиной бокового сигматизма является паретичность боковых мышц языка, значительно реже –боковой открытый прикус. Всем детям с данной патологией было рекомендовано обязательное посещение детского невролога для назначения медикаментозного лечения, а я, как логопед, подобрала специфические артикуляционные упражнения, направленные на развитие конкретно боковых мышц языка. Взяв за основу упражнения для языка, представленные в книге Т.В. Буденной «Логопедическая гимнастика» (2001) отобрала несколько. Опробовав упражнения лично и несколько изменив некоторые для большего соответствия поставленным задачам, ввела получившийся комплекс в ежедневную артикуляционную гимнастику для детей с боковым сигматизмом. Упражнения большей частью достаточно сложные, требующие больших силовых затрат, поэтому введение в ежедневную практику осуществлялось постепенно, не больше 1-2 упражнений одновременно с повторением не более 5 раз. Уже через полгода была отмечена положительная динамика и к концу учебного года данный дефект был устранен у 6 детей из 7. Ниже приводятся используемые упражнения.

Упражнения для боковых мышц языка.

  1. Губы в улыбке. Широкий языка покусывать по всей поверхности, постепенно высовывая и снова втягивая. Покусывания должны быть легкими.
  2. Широкий язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка, а коренные зубы по бокам языка.
  3. Рот широко открыт, губы растянуты –оскал. Высунуть широкий язык как можно дальше изо рта, а затем втянуть его как можно глубже в рот, чтобы образовался лишь мышечный комок; кончик языка становится незаметным. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.
  4. Рот открыт. Губы в улыбке. Максимально высунуть язык изо рта и тянуть его по очереди в сторону левого, а затем правого уха. Следить, чтобы челюсть и губы не двигались, язык не скользил по нижней губе и зубам.
  5. Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженный язык кончиком упирается с силой то в одну, то в другую щеку. Следить, чтобы челюсть и губы не двигались.
  6. Переворачивать во рту кубики из сухих хлебных корок, горох и т.п.
  7. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения назад-вперед. Губы и челюсть должны быть неподвижны.
  8. Рот открыт. Губы в улыбке. Поднимать узкий язык к носу и опускать к подбородку. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась.
  9. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка максимально подводится под верхнюю губу и со щелканьем отрывается, втягиваясь вниз, в рот. Следить, чтобы челюсть не двигалась.
  10. Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на верхнюю губу и производить движения вперед-назад (к носу и обратно в рот) не отрывая язык от губы. Язык должен быть широким, обхватывать губу снизу.
  11. Губы в улыбке, рот приоткрыт. Положить широкий язык на нижнюю губу. Затем поднять широкий язык и приклеить его к небу. Вернуть обратно на нижнюю губу. Темп движений увеличивать постепенно, добиваясь точности выполнения и присасывания максимальной площади языка к небу.
  12. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут «желобком» или «лодочкой»: боковые края лопатообразного языка поднимаются, и по средней продольной линии языка образуется впадина. Если это движение долго не удается, то можно помогать подниманию краев языка губами, осторожно надавливая ими на боковые края языка. Можно также надавливать зондом или боковым краем шпателя вдоль средней линии языка.

Список литературы:

  1. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. –СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
  2. Винарская Е.Н. Дизартрия. –М.: АСТ, 2005.
  3. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов пед.вузов/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  4. Новиковская О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. Логопедические игры и упражнения. –СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002

www.cpprk-adm.ru

Сигматизм. Клубный Онлайн-Журнал ЛОГО-ЭКСПЕРТ​

Сигматизм — это дефект звукопроизношения свистящих [с], [з], [ц] и шипящих [ш], [ж], [ч], [щ] звуков. Это фонетическое нарушение. Отдельно выделяют парасигматизм – это замена свистящих звуков другими. 

Основными причинами свистящего и шипящего сигматизмов являются: 

  1. Несформированность артикуляционного праксиса. 
  2. Перцептивные нарушения. 
  3. Нарушения иннервации органов артикуляции. 
  4. Сенсомоторные нарушения. 
  5. Аномалии развития органов речи, челюстного, зубного аппаратов. 
  6. Другие функциональные нарушения. 
  7. Аденоиды. 
  8. Неправильный прикус. 
  9. Выпавшие молочные зубы.

Возникновение сигматизмов может быть спровоцировано анатомическими аномалиями: 

  1. Нарушениями актов кусания, глотания, жевания. 
  2. Невритами, парезами мышц рта. 
  3. Бульбарным параличом.

Определить дисфункцию можно по следующим фонетическим и физиологическим симптомам: 

  1. С и З не произносятся четко. вместо них слышится сходные межзубные фонемы с призвуком Д, Т, мягких Ш, Ж. (Коза — произносится как кодза, коса — котса, собака — табака, живут — дивут и т.д. ) 
  2. Пришептывание, некрасивая артикуляция С-З. язык просовывается между зубами. Дефект виден взглядом. 
  3. Носовой призвук при фонации: гнусавость артикуляции обусловлена неподвижность органов ротовой полости. Губы не растягиваются, язык двигается вяло, отодвигается вглубь ротовой полости ближе к носоглотке. Воздушная струя не может пройти через рот, выходит сквозь носовое отверстие. 
  4. Хлюпающие звуки при артикуляции. воздушная струя направляется вбок. Язык повернет в сторону или упирается в зубы. Фонема С, шипящие произносятся с лишним шумом. 

Виды сигматизма: 

  1. Межзубный сигматизм. Признаками такого вида нарушений считаются нечеткость артикуляции звука «С». Он произносится как английский «t». Во время фонации не образуется желобок посредине языка. Он необходим для свободного прохождения воздушной струи. Язык преграждает путь струе за счет того, что его кончик располагается между челюстями. 
  2. Губно-зубной сигматизм. Шипящие и свистящие произносятся с призвуком Ф. Причиной проявления такого вида сигматизма, может стать чрезмерное развитие нижней челюсти, ее выступание вперед. Нижняя губа поднимается вверх к резцам. Образуется небольшое сужение, а язык готовится произнести звук С. Формируется комбинированная артикуляционная позиция для В-Ф и С-З. Фонация происходит смешанная, неприятная на слух. Например, вместо сирень — фирень, зайка — вфайка. 
  3. Призубный сигматизм. Артикуляция шипящих нарушается позицией кончика языка. Он упирается в резцы, образуя преграду для воздушной струи. Звук идет чрез небольшую щель, приобретая свист. С и З произносятся как Т с призвуком С. Например, самолет проговаривается как тамолет, зонтик — донтик. 
  4. Шипящий сигматизм. С, З произносятся со смягчением. Вместо них мы слышим Ж, Ш. Речь наполнена шумом, свистом, шипением. Например, сумка — щумка, сад — щад, соль — жоль, зима — жяма. Причиной неправильной фонации становится положение кончика языка. Он вытянут к твердому небу, выгнут и оттянут внутрь ротовой полости. Не занимает позицию для произношения С и З. 
  5. Боковой сигматизм. Разделяется на односторонний и двусторонний. Язык отклоняется в сторону либо не касается коренных зубов. Образуются щели. Чрез них проходит воздушная струя, образую хлюпающий призвук. Ребенок говорит на месте звука С — хьль, льхь. Суп — хлюп, собака -хьлябака. Сигматизм боковой является самым сложным видом хзаболевания. 
  6. Носовой сигматизм. Воздушная струя выходит через нос. Таким образом могут произноситься не только свистящие и шипящие звуки, но многие другие. Прохождению воздуха мешает корень языка. Он примыкает к заднему небу. Для воздушной струи не остается прохода в ротовую полость. Свистящие звуки произносятся с призвуком Х, гнусаво.

Коррекция: 

При устранении дефектов артикуляции используются гимнастики, дыхательные упражнения, логоритмики. Следует учитывать вид нарушения. На исправление призубного, бокового сигматизма уходит больше времени, чем на нормализацию фонации при межзубном и носовом.

logopedprofiportal.ru

Постановка свистящих звуков [С, СЬ, Ц, З] поэтапно при межзубном сигматизме и дизартрии

Ребенок начинает правильно произносить свистящие звуки примерно к 3-4 годам. Но у некоторых детей возникают проблемы с артикуляцией. Если не принять меры вовремя, речевая дисфункция сохраняется на всю жизнь. Чтобы поставить свистящие звуки, обычно назначают комплекс специальных упражнений. Их выполняют как на занятиях у логопеда, так и в домашних условиях.

Важность постановки свистящего звука

Речевые дефекты, развившиеся в детстве, во взрослой жизни могут привести к сложностям в общении. Поэтому постановку свистящих звуков необходимо осуществлять своевременно. Чем раньше обнаружено отклонение, тем больше шансов на его успешное устранение. Обычно дефекты становятся заметными, когда ребенок переходит в среднюю группу детского сада. Логопеды выделяют две разновидности нарушения:

  • парасигматизм;
  • сигматизм.

При сигматизме у ребенка искажается произношения звука «с» в мягкой и твердой формах. При парасигматизме происходит его замещение. Отклонения в разговорной речи могут оказать негативное воздействие на функционирование нервной системы. В дальнейшем это приводит к пониженной самооценке и коммуникативным расстройствам. На фоне неправильного произношения развиваются:

  1. Дислалия – заболевание, характеризующееся трудностями в произношении определенных звуков.
  2. Дисграфия – отклонение, сопровождающееся заменой и перестановкой букв во время письма.
  3. Дислексия – проблемы с чтением, обусловленные невозможностью соединять буквы в единый текст.

Подготовительные мероприятия

Перед выполнением упражнений, направленных на постановку разговорной речи, проводится дыхательная тренировка. Она обучает выдуванию воздушной струи из легких. Чтобы тренировки были для ребенка более интересными, рекомендуется использовать ватку или мячик небольшого размера.

К наиболее распространенным упражнениям, развивающим дыхание, относят такие задания:

  1. Необходимо подготовить пустой пузырек небольшого размера. Его горлышко следует поднести к нижней губе. В пузырек направляется струя воздуха. Если малыш все делает правильно, появляется характерный звук. Такое упражнение называют «буря».
  2. Ладони требуется разместить на животе. Затем осуществляется глубокий вдох через нос, после чего дыхание на пару секунд задерживается. Выход производится через рот. Цель упражнения – научить ребенка управлять струей воздуха. Задание называют «гармонь».
  3. Упражнение «ветерок» выполняют, вытянув губы трубочкой. Глубокий вдох осуществляется через нос. Затем к губам подставляется ладонь, и воздушная струя выпускается через рот.

Особенности постановки звуков

На занятиях логопеда постановка звука «с» выполняется поэтапно. На каждом шаге ребенок проговаривает его все чище. Произношение корректируется с помощью артикуляционной гимнастики. Она позволяет улучшить подвижность мышц языка и губ. Занятия рекомендуется посещать не реже 2 раз в неделю. Их продолжительность колеблется от 10 до 30 минут, в зависимости от степени запущенности отклонения. В каждом отдельно взятом случае важен индивидуальный подход к обучению.

Постановка свистящих звуков с помощью подражания

Наиболее действенным методом постановки для свистящих звуков считается подражание. Легкость применения такого способа на практике обусловлена предрасположенностью детей к копированию. Для реализации задачи нужно расположиться вместе с ребенком перед зеркалом. Затем следует медленно

произносить «с», акцентируя внимание на положении губ и языка в момент произношения. Кроха, как прилежный ученик, должен повторять услышанное и увиденное в зеркало.

Как поставить звук механическим способом

Речевое развитие может осуществляться и механическим путем. В данной ситуации рекомендуется активно использовать специальные простые упражнения:

  1. «Изобразить» на лице широкую улыбку, язык при этом находится в межзубном положении. Важное условие – не касаться им верхнего ряда зубов. Через некоторое время мышцы рта расслабляются, затем упражнение снова повторяется.
  2. Следующим шагом станет дуновение на кончик языка, который должен быть высунутым из ротовой полости. Чтобы почувствовать воздушную струю, следует подставить к губам ладонь.
  3. Пока ребенок будет выдувать воздух, необходимо надавить на язык зубочисткой. Это поможет сформировать желобок, через который направляется струя воздуха.
  4. На следующем этапе челюсти смыкаются, но зубочистка между ними остается. Она помогает зафиксировать язык в нужном положении. Прохождение воздушной струи спровоцирует свист.
  5. Во время воспроизведения свистящего звука необходимо нажимать зубочисткой на разные участки языка, выявляя, в каком положении «с» будет звучать правильно.
  6. После того как ребенку удастся произнести нужный звук, упражнение выполняется без использования зубочистки.

Постановка от других звуков

Правильное произношение «с» можно сформировать от других звуков. В данном случае речь пойдет о звуках «ц» и «ш». Первоначально ребенку следует протяжно воспроизвести «ш». Затем язык постепенно перемещается в сторону зубов, не отрываясь от неба. «Ш» будет постепенно трансформироваться в нечеткий свистящий звук. Чтобы получить из него «с», требуется сомкнуть зубы. После этого ребенок должен повторить попытку замены одного звука на другой.

Постановка свистящих согласных звуков от «ц» практикуется реже. Суть метода заключается в протяжном произношении звука «ц». Ребенку не придется менять положение языка. Звук автоматически трансформируется в «с». После этого рекомендуется закрепить результат с помощью скороговорок или стихов.

Какие способы существуют при сигматизме

Постановка звуков «с», «з» и «ц» при сигматизме осуществляется несколькими способами. Они подбираются, исходя из характера отклонения. Сигматизм представляет собой искажение произношения звука «с». Природа происхождения патологии определяется в кабинете логопеда. К возможным причинам сигматизма относят:

  • неврит;
  • перцептивные отклонения;
  • неправильное развитие челюстно-лицевого аппарата;
  • недавно выпавшие молочные зубы;
  • нарушения образного мышления.

Чаще всего звукопроизношение корректируют с помощью упражнений, но в некоторых случаях может потребоваться механический способ воздействия. Комплекс артикуляционных упражнений в каждом отдельно взятом случае будет различаться.

Межзубный сигматизм

Отклонение характеризуется неправильным расположением языка между зубами. Он упирается в края верхних или нижних резцов, из-за чего формируется препятствие для прохождения воздушной струи. «С» в этом случае меняется на «т». Главной причиной такого нарушения считают неправильное построение разговорной речи родителей с ребенком. Вероятность появления межзубного звука снижается при необходимом взаимодействии малыша с взрослыми.

Для правильного произношения свистящих звуков прибегают к способу подражания. В этом случае ребенок пытается повторить за взрослым. Если такой метод не дает результата, постановка осуществляется механическим способом.

Боковой сигматизм

Нарушение речи при боковом сигматизме сопровождается недостаточной активностью мышечной ткани по бокам языка. Кончик органа при попытках звукопроизношения упирается в область альвеол. Речь становится абсолютно нечеткой. Наладить звукопроизношение помогает комплекс специальных упражнений. Среди наиболее эффективных выделяют:

  • попеременное надувание и втягивание щек;
  • максимальное раскрывание и закрывание челюсти, при условии расположения языка на дне рта;
  • продолжительную имитацию жевания с закрытым ртом;
  • вращение языком в предзубной области с приоткрытой ротовой полостью;
  • всасывание воздушной струи через трубочку, сделанную из языка.

Носовой сигматизм

Носовой сигматизм развивается в результате неполного смыкания задней стенки глотки с мягким верхним небом. Такое случается при поражениях нервной системы или при наличии расщелин в небе. С этой формой отклонения помогает справиться упражнение, подразумевающее выдувание звука «ф». Ребенок должен поместить широкую часть языка между нижней губой и верхними резцами. Из такого положения произносится звук «ф». Язык тем временем следует постепенно убирать за зубы.

Призубный парасигматизм

Одна из причин призубного парасигматизма – неправильный прикус зубов. Для постановки речи в этом случае практикуют логопедические упражнения. Упор делается на тактильные ощущения малыша и правильное расположение органов артикуляции. Изначально осуществляется постановка мягкого «сь». Проводится работа над дыханием. В этих целях ребенок подставляет ко рту руку и направляет на неё воздушный поток, предварительно сделав глубокий вдох. Если у него получилось произнести «с», завершать занятия не нужно. Требуется закрепить результат, периодически повторяя упражнения.

Парасигматизмы

Речевое отклонение, при котором ребенок искажает звуки «зь», «сь», «з», «с» и «ц», называют парасигматизмом. Он возникает при нарушении фонематического слуха. Чтобы справиться с отклонением, применяют автоматизацию свистящих звуков в связной речи. В этих целях практикуют упражнения. Выделяют следующие виды парасигматизмов:

  • меняющиеся с мягкого звука на твердый;
  • замены по звонкости и глухости;
  • смягчение звука.

Комплекс артикуляционных упражнений

Дифференциация свистящих основывается на выполнении упражнений, которые логопед подбирает в индивидуальном порядке. Среди наиболее эффективных выделяют такие:

  1. Необходимо широко открыть рот в улыбке, не смыкая зубы. Через несколько секунд можно расслабить мышцы губ. Упражнение повторяется 5-6 раз.
  2. Исходное положение такое же, как в предыдущем упражнении. Требуется провести кончиком языка по деснам, имитируя чистку. Сначала уделяется внимание верхним зубам, затем – нижним.
  3. Рот растягивается в улыбке, после чего следует поочередно коснуться кончиком языка уголков губ. Подбородок в этот момент должен быть неподвижным.
  4. Язык максимально высовывается. Сначала его необходимо тянуть к кончику носа, а затем – к подбородку. После этого следует поочередно коснуться широкой стороной языка губ.
  5. При полностью сомкнутых зубах следует максимально вытянуть губы в трубочку. Упражнение повторяется 5 раз.

Как закреплять результаты занятий

Чтобы достичь необходимого результата, следует заниматься с логопедом на постоянной основе. Настоятельно не рекомендуется бросать занятия при первых улучшениях произношения. Закрепление звука осуществляется путем автоматизации. Этот процесс подразумевает использование отдельных звуков при произношении слогов, фраз и предложений. На занятиях у логопеда даются задания, выполнение которых помогает улучшить навыки разговорной речи. Этап автоматизации считается самым трудным. Задания помогают развить разговорные навыки и внедрить выученные звуки в повседневную речь. Главная задача родителей – облегчить процесс, подсказывая и помогая ребенка.

Самым эффективным способом закрепления результата считают чтение вслух. На начальных этапах можно проговаривать простые скороговорки. В дальнейшем нужно переходить на более объемные тексты. Важно поддерживать с малышом беседу. Это не только тренирует речь, но и развивает слух.

При дизартрии у детей в совокупности с упражнениями используют физиотерапию, медикаментозное лечение и логопедический массаж. Дизартрия развивается в 3-6% случаев. Она сопровождается повышенным тонусом и чрезмерным напряжением мышц артикуляционных органов. Специфической особенностью заболевания является сложность преодоления дефектов. Поэтому на процесс восстановления речи уходит гораздо больше времени.

Родителям на заметку

Постановка звуков «ц», «с», «ш» может производиться и в домашних условиях. В этом случае ответственность за исход тренировок ложится на плечи родителей. Необходимо помнить о следующих принципах:

  1. Нагрузка на речевой аппарат увеличивается постепенно. В противном случае – малыш не сможет усвоить новую информацию.
  2. Во время выполнения упражнений рекомендуется проводить ассоциации с миром животных и насекомых. Звуки «с» и «з» сравнивают с пищанием комара.
  3. Необходимо позволять ребенку самостоятельно находить удобное положение органов артикуляции для воспроизведения изоляционных звуков.
  4. Если малыш выполняет упражнения без энтузиазма, лучше прекратить занятия. Это свидетельствует о том, что он устал.
  5. Занятия должны быть регулярными. Оптимальная периодичность – 2-3 раза в неделю. Длительность зависит от характера отклонения речи малыша.
  6. При механической постановке звукопроизношения следует использовать неопасные для ребенка предметы. Желательно, чтобы это был специальный логопедический зонд.

Заключение

Полноценные первые звуки ребенок сможет воспроизводить уже через месяц регулярных тренировок. В отдельных случаях может потребоваться несколько месяцев. Во время занятий осуществляется постановка сразу нескольких звуков. Чтобы добиться хорошего результата, необходимо заинтересовать кроху занятиями. Для него они должны стать игровой альтернативой.

prodetskiysad.ru

Виды свистящего сигматизма. Парасигматизм свистящих звуков. Коррекция звука С.

С – по наличию преграды -согласный

По работе небной занавески -ротовой

По способу образования –щелевой

По месту образования – язычно-зубной

По степени палатализации –Твердый

По степени участия голоса - глухой

Нома артикуляции (пунктирная линия языка обозначает его положение при произнесении з;.

С — губы в легкой улыбке;

 — зубы сближены на расстояние около 1 мм;

 — кончик языка упирается в нижние резцы;

 — спинка языка выгнута, и по середине ее образуется желобок, по которому выдыхаемая струя воздуха(прохладная, долгая, плавная)  направляется к резцам;

 — боковые края языка прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов;

 — нёбная занавеска поднята и прижата к задней стенке глотки, так что образует препятствие для выхода воздуха через нос;

 — голосовые связки разомкнуты.

При произнесении мягкого с спинка языка более выгнута по направлению к твердому нёбу и весь язык напряжен; кончик языка сильнее упирается в резцы.

У звука З голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ С, З, Ц (сигматизм)

ГУБНО-ЗУБНОЙ СИГМАТИЗМ

При этом виде сигматизма нижняя губа приближается к верхним резцам, произноситься звук, близкий к звуку Ф. предрасполагающим фактором возникновения губно-зубного сигматизма является прогнатия (выступление верхней челюсти вперед (по сравнению с нижней) в следствии ее чрезмерного развития)

МЕЖЗУБНЫЙ СИГМАТИЗМ

Такой вид нарушений бывает при просовывании кончика языка между зубами - в большинстве случаев получается нечистое С и З (пришептывание - этот дефект произношения виден глазом при произнесении звуков С и З), реже - звучание нормальное, но некрасивая артикуляция. Предрасполагающим фактором к появлению такого вида сигматизма является: передний открытый прикус, смена зубов, отсутствие резцов в период появления свистящих звуков (от 2- 3,5 лет), вялый кончик языка (пониженный тонус при стертой форме  дизартрии), аденоидные разращения, когда ребенок вынужден дышать ртом

ПРИЗУБНЫЙ ПАРАСИГМАТИЗМ

Такое произношение , когда кончик языка упирается в режущие края верхних и нижних  зубов (резцов), преграждая свободный выход воздуха через межзубную щель; вместо С и З слышится притупленный звук, сходный с межзубным С и З, отчасти с Т и Д с присвистом (котса, кодза, вместо коса и коза).

ШИПЯЩИЙ ПАРАСИГМАТИЗМ.

При этом недостатке кончик языка оттягивается в глубь ротовой полости, спинка языка высоко поднята, взгорблена, желобок по средней линии языка не образовывается. Вместо свиста возникает шипение, звук сходен с мягким Ш и Ж (шанки,  жямок).

БОКОВОЙ СИГМАТИЗМ

Выделяется двухсторонний и односторонний сигматизм.

При двустороннем сигматизме боковые края языка не касаются коренных зубов, поэтому образуются щели, через которые проходит выдыхаемый воздух - слышится хлопающий звук, несколько напоминающий хьль, льхь(хлюп, лубы вместо суп, зубы)

При одностороннем боковом сигматизме щель образуется с одной стороны, язык отклоняется вправо или влево.

Предрасполагающим фактором могут служить аномалии зубочелюстной системы (боковой открытый прикус, наличие слишком длинного и узкого языка), паретичность (повышенный тонус мышц языка и лица), вялость мышц правой или левой сторон языка.

НОСОВЙ СИГМАТИЗМ

При этом виде сигматизма звук приобретает носовой оттенок (гнусавость), так как воздух проходит через нос, а не через рот.

Носовой сигматизм вызывается неплотным смыканием мягкого нёба с задней стенкой глотки, парезом (Неполный паралич, ослабление функции какой-либо мышцы или группы мышц вследствие поражения нервной системы) мышц мягкого неба и задней стенки глотки, расщелиной твердого и мягкого нёба.

ПАРАСИГМАТИЗМ (СТОЙКИЕ ЗАМЕНЫ СВИСЯТЩИХ ЗВУКОВ)

1. Шипящий (с-ш, с`-щ, з-ж)

2.Внутригрупповые замены и смешения (с-с`, ц-с,з-с)

3.Призубный (с-т, з-д, ц-т)

4. Губно-зубной (с-ф, з-в, ц-в)

ВОПРОС №28

Ц-по наличию преграды -согласный

По работе небной занавески -ротовой

По способу образования смычно–щелевой

По месту образования – язычно-зубной

По степени палатализации –Твердый

По степени участия голоса - глухой

     Нома артикуляции                                             Рис. 20. Профиль артикуляции звука ц.

При произнесении звука ц  имеются два момента, быстро сменяющих друг друга: 1) кончиком язык упирается в нижние резцы, спинка языка круто выгнута и передней своей частью образует смычку у шеек верхних резцов; 2) передняя часть спинки языка после взрыва (произнесения т) отходит, образуя узкий желобок посредине (произнесение с).

                Основные виды сигматизма.

Межзубный сигматизм Характерный для звука с свист отсутствует. Вместо него слышится более низкий и слабый шум, обусловленный положением языка, просунутого между зубами: круглая щель при этом заменяется плоской. Этот же недостаток распространяется на парный звонкий з и аффрикат ц.

Губно-зубной сигматизм. При нем в образовании щели участвует, кроме языка, нижняя губа, которая сближается с верхними резцами (как при образовании звука ф), поэтому акустический эффект при искажении с близок к звуку ф. Подобный дефект наблюдается при произнесении остальных свистящих.

Боковой сигматизм. Выдыхаемая струя воздуха проходит не по средней линии языка, а через боковую щель, одностороннюю или двустороннюю, так боковые края языка не прилегают к коренным зубам. Кончик языка и передняя часть спинки образуют смычку с резцами и альвеолами. При такой артикуляции вместо с слышится шум. Такой же шум, только озвученный голосом, слышится при произнесении з. С боковой артикуляцией может произноситься и ц. Дефект распространяется и на соответствующие парные мягкие свистящие звуки. Призубный парасигматизм. Язык приобретает переднюю смычную артикуляцию вместо щелевой, слышится звук типа взрывного то или, при звонком, — д. При звуке ц артикуляция его упрощается, и он становится одноэлементным, произносится как с или как то.

Ш-по наличию преграды -согласный

По работе небной занавески -ротовой

По способу образования –щелевой

По месту образования – переднее-небный                   

По степени палатализации –Твердый

По степени участия голоса - глухой

Нома артикуляции

Ш— губы несколько выдвинуты вперед;

 — кончик языка поднят к нёбу (за альвеолы), но не касается его, образуя щель;

    -спинка языка опущена,корень напряжен

 — боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха;

 — нёбная занавеска поднята;

 — голосовые связки разомкнуты.

При произнесении звука ж положение частей артикуляционного аппарата то же, что при ш, только голосовые связки сомкнуты и вибрируют; язык более высоко поднят по направлению к твердому нёбу; выдыхаемая струя воздуха слабее.

ПАРАСИГМАТИЗМЫ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ  проявляются в следующих основных заменах: Ш -С, Т, Ж;  Ж - З,  Д, Ш;  Щ-СЬ, Ш, Т; Ч - Щ, ТЬ, С

                Основные виды нарушений звуков

НАРУШЕНИЯПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ

 Это сходство и определяет сходность дефектов произношения. Наблюдаются те же виды искажений шипящих звуков

Губно-зубной, Межзубный,  Боковой, Носовой  (см. нарушение произношения свистящих звуков)

ПАРАСИГМАТИЗМЫ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ

Призубный

Губно-зубной

Внутригрупповые замены

Ч- по наличию преграды -Согласный,

По работе небной занавески- ротовой,

По способу образования -смычно-щелевой,

По месту образования переднеязычный,

По степени палатализации мягкий

 По степени участия голоса глухой,

 Нома артикуляции

Губы -выдвинуты вперед рупором,

 зубы сближены на расстояние 1—1,5 мм,

кончик языка преподнят к передней части тверд неба и образуют смычку,

 боковые края прижаты коренным зубам, смычка мгновенно переходит в щель

спинка и корень языка напряжены и подняты к небу

возд стр короткая резкая голосовые складки разомкнуты не вибрируют

При произнесении ч следуют два момента один за другим:

1) кончик языка смыкается с корнями верхних резцов; 2) после взрыва отходит к альвеолам и образует щель.

При произношении щ язык имеет ту же форму, что и при ш, но несколько более напряжен и образует щель у альвеол.

Таким образом, для произнесения шипящих звуков требуется сложное и тонкое движение языка (кончика, боковых краев и спинки) и одновременные движения губ, челюстей, мягкого нёба, а при произнесении звука ж — и голосовых связок; воздушная струя должна быть достаточно сильной, чтобы не рассеяться в глубине рта, а выйти из ротового отверстия. Любое изменение в этом сложном комплексе изменяет звучание шипящих. Варианты сигматизма распадаются на две группы

Звук ч относится к группе аффрикат (смычно-щелевых). Этот звук возникает в результате быстрого соединения смычного звука т' с последующим щелевым ш'.

Недостатки произношения звука ч. Среди недостатков произношения звука ч, помимо тех, которые являются общими для всех шипящих, следует отметить замену ч мягкой свистящей аффрикатой ц, не свойственной фонетической системе русского литературного языка, а также т или ш.

Щ-по наличию преграды -согласный

По работе небной занавески -ротовой

По способу образования –щелевой

По месту образования – переднее-небный

По степени палатализации –Твердый

По степени участия голоса - глухой

 Нома артикуляции

— губы выдвинуты вперед;

 — кончик языка поднят, как при ш, но не к передней части твердого нёба, а к альвеолам, образуя в этом месте щель;

 — боковые края языка примыкают к коренных зубов, образуя посередине языка продольный канал, по которому проходит струя выдыхаемого воздуха;

 вся масса языка напряжена, корневая часть приподнята;

 — нёбная занавеска поднята.

— голосовые связки разомкнуты

               

Недостатки произношения звука щ. Среди недостатков произношения звука щ имеется укороченное произношение (длительность такого звука такая же, как при ш), замена мягким свистящим звуком с, а также произнесение щ с аффрикативным элементом в завершающей фазе, как сочетание шч («шчука» вместо щука).

ВОПРОС №32

Недостатки произношения звука j (йот) (йотоцизм).

 Й-по наличию преграды -согласный

По работе небной занавески -сонорный

По способу образования –щелевой

По месту образования –средне-язычный

По степени палатализации –мягкий

По степени участия голоса - звонкий

Нома артикуляции

Губы несколько растянуты,

Расстояние между резцами 1—2 мм.

 Кончик языка уперается в нижних резцов. Спинки языка напряжена сильно поднята к твердому нёбу и образует щель со средней частью твер неба

 Задняя ее часть и корень продвинуты вперед. Края упираются в верхние боковые зубы. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носа. Голосовые складки колеблются и образуют голос

Выдыхаемая струя воздуха слабая.

Звук j (йот) нарушается реже, чем описанные выше звуки.

Отсутствие Зв (остается только гласный)

Парайотоцизм й-ль,хь,рь,и

К- по наличию преграды -согласный,

 По работе небной занавески -ротовой,  

 По способу образования -смычной,                                    

 По месту образования заднеязычный,

По степени участия голоса глухой,

По степени палатализации твердый

Нома артикуляции

 губы нейтральны.  Расстояние между верхними и нижними резцами до 5 мм.  Кончик языка отодвинут от нижних зубов, Корень языка приподнят о образует смычку с задней частью неба. Язык в виде горки, Воздушная струя разрывает смычку,  Голосовые складки разомкнуты и не вибрируют , 

При каппацизме

1отсутствие звука

2боковой(только у мягких вариантов)

Паракапоцизм

Замена заднеязычных на переднеязычные К-Т,ТЬ

Внутригрупповые замены К-Г,К-КЬ

Работу по формированию восприятия неправильно произносимых звуков нужно проводить так, чтобы собственное неправильное произношение ребенка не мешало ему. Для этого в момент осуществления операций звукового анализа нужно исключить собственное проговаривание, перенеся всю нагрузку на слуховое восприятие материала. Проговаривания ребенка желательно подключать на последующих занятиях, когда возникает необходимость сравнения его собственного произношения с нормированным. При фонематических дислалиях необходимо сформировать недостающие движения органов артикуляции; внести коррекцию в неправильно сформировавшееся движение. В тех случаях, когда звук искажается за счет нарушений в способе или месте его образования, необходимо сочетание обоих приемов. Формирование артикуляционной базы звуков при функциональной дислалии осуществляется в более короткие сроки, чем при механической дислалии. Прежде чем формировать артикуляционный уклад при механической дислалии, нужно провести работу, которая помогла бы определить такое положение органов артикуляции, при котором звучание окажется ближе всего к акустическому эффекту нормированного звука

________________________________________________________________________________________________________________________________________

students-library.com


Смотрите также