Или Как правильно поставить диагноз и не пропустить неполадки в своем организме
Аутоагрессия у подростков – это нанесение вреда собственному здоровью на волне сильных эмоциональных переживаний. В подростковом возрасте чувства становятся очень бурными и импульсивными, не всегда контролируются и осознаются. При возникновении гнева, злости, обиды или сильных эмоциональных переживаний подросток выбирает себя объектом выплеска накопившегося негатива, в результате чего может резать или прокалывать себе кожу, наносить ушибы, заниматься самообвинениями или экстремальными видами деятельности, которые гипотетически могут нанести вред здоровью.
Аутоагрессия у подростков отличается от детской более высокой осознанностью, в этом возрасте они начинают скрывать свои повреждения, отодвигать акт нанесения себе увечий на некоторое время, оправдывать для себя собственное поведение.
У подростков очень широкий спектр факторов, которые могут повлиять на формирование аутоагрессивного и самоповреждающего поведения:
Подросток, с одной стороны, отлично понимает, что самоповреждения – это отрицательное явление. С другой – он не полностью осознает, что некоторый вред, который он себе наносит, может привести к реально серьезным последствиям, в том числе – к летальному исходу. Поэтому подростки – это та группа людей, с которой обязательно проведение психологической работы сразу после того, как была выявлена первая попытка самоповреждения, а также постоянный мониторинг состояния со стороны родителей, педагогов и психолога.
Психологи и неврологи выделяют три вида аутоагрессии у подростков:
Аутоагрессия – это всегда внутриличностный конфликт, но в случае с детьми этого возраста заметить его иногда очень трудно. Бывает такое, что родители не замечают в поведении подростка ничего странного, а он в это время наказывает себя способами, которые доставляют неудобство только ему. Например, он любит пить чай с сахаром, но за какую-то провинность перед собой решает от него отказаться, сославшись взрослым на желание употреблять при этом меньше сладкого. Если при этом он на самом деле злится на себя, ощущает внутриличностный конфликт, чувствует дискомфорт и вину, то это тоже может быть приступом аутоагрессивного поведения.
Увидеть реальные симптомы аутоагрессии у подростка не всегда легко, так как часто они тщательно скрываются. Сделать это обычно удается тем родителям, которые находятся в тесном контакте с ребенком и сумели добиться его доверия. Некоторые подростки наносят себе повреждения, например, порезы только ради интереса и получения нового опыта. Эта группа часто сразу или через время признается во всем родителям, делится с ними своими впечатлениями и больше не повторяет. Если же аутоагрессия входит в привычку, то ее можно распознать по некоторым прямым или косвенным признакам:
При возникновении любого из симптомов необходимо спокойно поговорить с подростком и при подозрении на аутоагрессию показать его психологу или неврологу для своевременной коррекции поведения.
Главная опасность состоит в том, что подросток сам не осознает границ своего поведения. Он часто не подозревает, что его действия могут привести к серьезным проблемам со здоровьем или к летальному исходу. Бывает такое, что порезы оказываются слишком глубокими, а рядом вовремя не оказалось никого, кто мог бы исправить ситуацию.
При скрытой аутоагрессии, особенно в случае с татуировками и пирсингом, возможно занесение в кровь серьезных заболеваний, например – гепатита. Это случается, когда манипуляции проводятся не специалистами, а в подпольных организациях или даже сверстниками. При этом отсутствует необходимая дезинфекция, не соблюдаются нормы и правила гигиены.
Подростковая аутоагрессия часто приводит к серьезным нарушениям личности, если родители вовремя не позаботились об обращении к специалистам. Повзрослев, человек оказывается не готов к жизни: ему трудно выстраивать взаимодействия, общаться, противостоять стрессам и качественно заниматься профессиональной деятельностью.
Для лечения аутоагрессии и самоповреждающего поведения обычно применяются психотерапевтические методики и медикаментозное лечение. К первой группе относятся:
Вторая группа включает в себя несколько видов препаратов: нейролептики, антидепрессанты и транквилизаторы. Они назначаются психиатром или психотерапевтом в тяжелых случаях, когда высока вероятность нанесения подростком серьезного вреда своему здоровью.
Для предотвращения возникновения самоповреждающего поведения и аутоагрессии у подростка необходимо наличие теплых отношений в кругу семьи. Если он знает, что в любой ситуации его примут, поймут и поддержат, то причин для аутоагрессии у него, скорее всего, не появится.
Также хорошей профилактикой такого поведения является обучение ребенка в более раннем возрасте навыкам адекватного взаимодействия с членами социума, позитивным стратегиям выхода из конфликтных ситуаций, методам противостояния стрессу и выплеска негатива в безопасное русло.
Огромную роль в профилактике аутоагрессии играет занятость ребенка. Если он участвует в кружках, секциях и действительно заинтересован в этом, то риск значительно снижается. При лишнем свободном времени, которое не на что тратить, подросток, в силу возраста склонный к повышенной рефлексии, иногда начинает надумывать себе несуществующие проблемы и в результате в некоторых случаях приходит к аутоагрессии.
Аутоагрессивное поведение у подростка часто пугает родителей, так как они плохо представляют, чем можно помочь своему ребенку. Важно не паниковать, не набрасываться с расспросами или упреками, не стараться резко переубедить в правильности действий.
Сначала нужно успокоиться, а потом спокойно поговорить со своим чадом в доброжелательном тоне и атмосфере. Сказать ему о собственных чувствах: «я шокирована», «я расстроена», «я испугался», «я в растерянности, потому что не понимаю, почему ты такое делаешь с собой». Предложить подростку рассказать о собственных переживаниях, но не ждать, что он сразу раскроется и все расскажет. В дальнейшем стараться быть рядом, поддерживать, интересоваться его жизнью, успехами и неудачами, ненавязчиво предлагать свою помощь в той или иной ситуации и помогать.
Высшее образование программы бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». Окончила Северный Государственный Федеральный университет. Автор статей по детской и подростковой психологии.
lifemotivation.ru
Аутоагрессия – это одна из разновидностей агрессивного поведения, при котором разрушительные действия или враждебное отношение направлено против самого себя. При этом человек может причинять себе вред как на физическом уровне, так и на психологическом, осознанно или бессознательно. К наиболее частым проявлениям физической аутоагрессии относятся: причинение себе боли, вырывание волос, нанесение телесных повреждений – порезы, ожоги, удары, царапины, расчесывание кожных покровов, кусание губ и щек и т.п. К психологическим проявлениям аутоагрессии можно отнести негативные эмоции и мысли по отношению к себе, самобичевание и самоуничижение – то есть любое нанесение ущерба своему душевному равновесию и благополучию. Люди со склонностью к такому виду саморазрушения долго и мучительно переживают свои даже самые незначительные ошибки, корят себя за промахи, часто позволяют в отношении себя принижающие мысли и высказывания, а в некоторых случаях – испытывают ненависть или чувство отвращения к себе.
Те или иные проявления саморазрушительного поведения встречаются у людей любого возраста, однако наиболее часто аутодеструкции подвержены дети подросткового возраста. Самым распространенным и широко известным типом такого поведения подростков являются порезы на бедрах или предплечьях – так называемые “вскрытые” или “перерезанные вены”. Сами вены при этом чаще всего не задеваются, ведь у ребенка, как правило, нет желания совершить суицид. Также довольно распространенным среди подростков способом причинения себе физического вреда является царапание себя ногтями или другими острыми предметами, щипки, удары головой или кулаком о твердые предметы, обжигание себя, регулярное раздирание или расчесывание уже существующих ран. Иногда аутоагрессия у подростков проявляется в форме постоянного самоунижения и самообвинения. У каждого склонного к аутоагрессии ребенка имеется свой “любимый” способ самоповреждения, и в основном он использует только его.
Так откуда же у подростка возникает агрессия, направленная на себя самого? На самом деле тяга к саморазрушительным действиям может появляться по нескольким причинам.
Первая и встречающаяся довольно часто – перенос агрессии, направленной на внешний объект, на себя. Моральные нормы нашего общества часто не допускают каких-либо проявлений гнева по отношению к близким людям. А уж по отношению к родителям – и подавно. Но давайте представим ситуацию: в семье произошел конфликт, и подростка за что-то отругали. Иными словами, на него была направлена агрессия, на которую возникает вполне естественная ответная реакция – злость и обида. Но ребенок зачастую не может накричать в ответ, выплеснув свои негативные эмоции на родителей, поэтому всю свою скопившуюся агрессию он выражает самым безопасным для него в социальном плане способом – направляет ее на самого себя, причиняя себе боль и травмируя себя.
Вторая причина развития аутоагрессивного поведения – сильный стресс или длительное пребывание в состоянии психологического напряжения. Здесь ситуация схожа с предыдущей – у подростка возникает необходимость освободиться от напряжения и боли, которые доставляют ему мучения, но конкретного объекта, на котором можно было бы выместить всю свою злость, нет. Поэтому вся скопившаяся агрессия направляется им на самого себя. Также в подобных случаях подросток может прибегать к селфхарму как к способу отвлечения от сложных жизненных обстоятельств или душевных страданий.
Нередкой причиной самодеструкции является неприятие своего тела. В подростковом возрасте дети часто бывают недовольны своим внешним видом, что может стать поводом к ненависти к себе. Они пытаются любой ценой избавиться от своих надуманных изъянов, ставя под угрозу свое здоровье. Например, симпатичная девочка со вполне здоровым строением тела под влиянием ТВ и глянцевых журналов решает, что ее фигура не соответствует “норме” и вообще она некрасивая. Девушка начинает стыдиться себя, становится застенчивой, замыкается в себе. Вершиной айсберга ненависти к себе и своему телу могут стать расстройства пищевого поведения, оскорбительные высказывания в свой адрес или самоповреждение.
Постоянное чувство вины, которое может быть спровоцировано чужими манипуляциями, тоже может стать причиной аутоагрессии. Нередко сами родители неосознанно, а иногда даже вполне сознательно взращивают у своих детей чувство вины, чтобы иметь рычаги давления на них и чтобы ими было легче “управлять”. Формулировки могут быть самые разные – “мне из-за тебя столько всего пришлось вытерпеть”, “мы тебя всем обеспечиваем, благодаря нам ты ни в чем не нуждаешься”, “ты меня довел до нервного срыва”, “я себе во многом отказываю, чтобы у тебя все было” и т.д., но все они сводятся к одной сути: родители дают понять ребенку, что он перед ними виноват, а значит, чтобы опять их не огорчать, должен делать то, что они скажут. К тому же некоторые дети могут брать на себя ответственность за те обстоятельства, которые в действительности никак не могут от них зависеть. Например, ребенок винит себя в том, что его родители часто ссорятся или разводятся: мама и папа друг друга не любят, потому что я плохой. Позже, когда ребенок вырастает, он понимает, что причиной проблем во взаимоотношениях между его родителями был не он, а вот прочно укрепившееся с детства чувство вины никуда не девается. Применяя ту или иную форму аутоагрессии, подросток пытается справиться с мучительным чувством вины – наказывая себя, он испытывает временное облегчение. Здесь стоит заметить, что чувство вины довольно часто становится главной предпосылкой для самобичевания.
Иногда аутоагрессивные действия могут носить демонстративный характер – подросток хочет привлечь к себе внимание близких, получить помощь, сочувствие и понимание. Демонстративная аутоагрессия у подростков не всегда обусловлена наличием каких-либо сильных негативных эмоций по отношению к себе, однако это не делает ее менее опасной – несерьезная попытка причинить себе вред или свести счеты с жизнью совершенно случайно может обернуться совсем не так, как ребенком планировалось.
Психологи не рекомендуют родителям, заметившим у своего ребенка какие-либо проявления аутоагрессии, устраивать скандал, наказывать или высмеивать его. Это только усилит внутренние переживания и отдалит вас друг от друга. Но и оставлять без внимания проявления саморазрушительного поведения не стоит – со временем они могут усугубляться и переходить в куда более тяжелые и опасные формы.
В такой ситуации рекомендуется постараться исключить любые проявления агрессии как в отношениях с ребенком, так и с остальными членами семьи – это поможет создать приятную, дружелюбную атмосферу. Выражая (или проявляя) соучастие, заботу и понимание, родители дадут почувствовать аутоагрессивному подростку, что его любят, поддерживают и ни в чем не винят. Очень важно найти способ выйти с ним на диалог, после чего можно мягко и ненавязчиво предложить вместе сходить на консультацию к психологу.
В нашем центре психологической помощи специалист поможет ребенку понять, что именно стало причиной направленной на себя агрессии. Определив факторы, которые спровоцировали развитие аутоагрессивного поведения, и учитывая особенности характера подростка, психолог подберет оптимальный для конкретного случая метод снятия аффективного заряда, внутреннего напряжения и психологического дискомфорта. Важнейшими этапами психотерапии являются повышение самооценки ребенка, проработка и устранение комплексов – подросток постепенно учится принимать и любить себя, свое тело, избавляется от стеснительности и скованности.
Параллельно психолог работает и с родителями, ведь очень часто именно напряженная атмосфера в семье является главной предпосылкой развития аутоагрессии у ребенка. В ходе семейной терапии специалист поможет родителям подростка найти способ улучшения взаимопонимания между членами семьи, создания доверительных и теплых отношений с ребенком.
Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 или заполнив форму ниже.
fidem.spb.ru
Аутоагрессия у ребенка – форма активности, направленная на причинение себе вреда. Проявляется самообвинением, самоунижением, нанесением физических повреждений, ограничением жизненно важных потребностей (еды, воды), попытками суицида, увлеченностью экстремальными видами спорта и способами времяпрепровождения. Дети бьются головой об стену, кусают, царапают себя, подростки отказываются от общения и еды, подвергают жизнь риску. Диагностика проводится методом беседы, психологического тестирования. Лечение основывается на когнитивно-поведенческой и семейной психотерапии, групповых тренингах.
Термин «аутоагрессия» происходит из латинского языка, означает «нападение на самого себя». Синонимы – автоагрессия, аутодеструкция, саморазрушение. С биологической точки зрения такая активность рассматривается как патологический механизм сохранения психофизиологического гомеостаза на определенном этапе дезадаптации. Саморазрушающее поведение – биологически обусловленная защитно-приспособительная реакция, определяющаяся индивидуальными адаптационными возможностями. Достоверные эпидемиологические показатели распространенности аутоагрессии среди детей отсутствуют. Феномен чаще выявляется у мальчиков с невротическими и поведенческими расстройствами.
Аутоагрессия у ребенка
Аутоагрессивное поведение возникает в ситуации дезадаптации к социальным условиям. У ребенка оно формируется при нарушениях семейных взаимоотношений. Для подростков значимой становится сфера внешних социальных контактов, поэтому источником аутодеструктивных тенденций являются конфликты со сверстниками, учителями. К основным причинам аутоагрессии относят:
Аутоагрессия у ребенка возникает на базе внутриличностного конфликта в ситуациях социальной дезадаптации. Является результатом перенаправления разрушительной активности с внешнего объекта на собственную личность или тело. В роли объекта часто выступает родитель или другой взрослый, от которого зависит благополучие ребенка. Сталкиваются две разнонаправленные тенденции – навредить другому человеку, выплеснув все негативные эмоции (гнев, ярость, обиду), или сохранить доброжелательные отношения, продолжая получать ресурсы (любовь, заботу). Обычно выбор осуществляется бессознательно, в силу своих психологических особенностей ребенок предпочитает перенести деструктивные тенденции на себя. Такая психическая защита избавляет от переживаний о нарушенных взаимоотношениях, недостатке ресурсов, потере социальной позиции. Аутоагрессия является патологическим способом поддержания психологического и физиологического баланса в условиях дезадаптации.
Наиболее простым и распространенным вариантом является разделение детской аутоагрессии на физическую и вербальную. Первая характерна для мальчиков, сопровождается причинением вреда телу. Вторая является психологическим наказанием, реализуется через самообвинение, самоунижение. По содержательному критерию выделяют следующие формы аутоагрессии:
Дети раннего и дошкольного возраста импульсивно наносят себе повреждения: бьют руками по голове, царапают, щипают, кусают, вырывают волосы, ударяются о стену. Реакция развивается на фоне эмоционального возбуждения непосредственно после наказания или запрета со стороны взрослого. Отличается непроизвольностью – малыш не в состоянии отсрочить, обдумать, выбрать способ реализации агрессии, переключиться на другие эмоции. В старшем дошкольном возрасте аутодеструктивные действия начинают отделяться от провоцирующей ситуации. Ребенок обвиняет себя в развитии различных конфликтных ситуаций, например, в возникновении ссоры между родителями. Самонаказание происходит в мыслях, физические действия скрываются от посторонних.
Младшие школьники используют физические повреждения как метод манипуляции взрослыми. Например, причиняют себе вред, чтобы вызвать жалость матери, не идти в школу. В подростковом периоде определенные виды аутоагрессии становятся условиями получения признания сверстниками, родителями. Девушки ограничивают объемы пищи, полагая, что от стройности зависит привлекательность. Юноши начинают курить, употреблять алкоголь, чтобы доказать самостоятельность и взрослость. Суицидальные попытки являются способом наказания себя и одновременного решения всех проблем либо нацелены на максимальное привлечение внимания. Часто подростки наносят порезы в области запястий, лазают по высоким конструкциям недостроенных зданий, ходят по краю обрыва, ездят на велосипедах и мотоциклах на высокой скорости, не используя защиту.
Аутоагрессия, закрепляясь как механизм реагирования на сложные социальные ситуации, препятствует формированию продуктивных способов разрешения конфликтов, сужает вариативность взаимодействий с людьми. Ребенок, а впоследствии взрослый не обладает навыками ведения беседы, не умеет высказывать и отстаивать собственное мнение, избегает негативной реакции окружающих, ограничивая поведение. Формируются тревожно-мнительные, аутичные черты характера, возникают проблемы адаптации в новом коллективе. В крайних вариантах осложнением становится неспособность социализироваться: молодые люди прерывают обучение, не могут выстраивать отношения с противоположным полом, создавать семьи.
Аутоагрессия у ребенка отчетливо проявляется с 2-3-летнего возраста, реакции возникают непосредственно в конфликтной ситуации, их выявление не составляет труда. Чем старше становится ребенок, тем более отвлеченным, разнообразным и отсроченным во времени является деструктивное поведение. Подросток часто не осознает, отрицает наличие аутоагрессии, дезадаптации. Диагностикой занимаются врач-психиатр и психолог. Методы обследования подбираются индивидуально в зависимости от возраста пациента. Применяются:
Терапия аутоагрессии оказывается достаточно эффективной при комплексном подходе, подборе методов, соответствующих клинической картине и возрасту пациента. При лечении детей раннего возраста упор делается на коррекцию внутрисемейных отношений. По мере взросления ребенка вводятся различные методы психотерапии – от простых поведенческих техник до глубокой проработки неосознаваемых внутриличностных конфликтов. Общая схема лечения включает:
Прогноз аутоагрессии определяется возрастом ребенка и своевременностью терапии. Благоприятный исход наиболее вероятен у детей с простыми и непосредственными формами аутодеструктивных реакций в раннем детстве, дошкольном периоде. Профилактика основана на создании и поддержании добрых, доверительных отношений среди членов семьи. Необходимо чтобы межличностное взаимодействие воспринималось ребенком как интересное и безопасное. Для этого нужно отказаться от суровых наказаний, обучать конструктивным способам решения конфликтов (договоренности, уступки, обмен). Нельзя подавлять агрессию ребенка, нужно находить способы ее безопасного выражения.
www.krasotaimedicina.ru
Аутоагрессия у ребенка – это нарушение поведения и психического состояния, при котором наносится физический или психический вред самому себе под влиянием сильных негативных эмоций. Первые проявления могут возникнуть уже в 2-3-летнем возрасте. Причинами развития такого нарушения чаще всего являются неблагополучные отношения в семье, отсутствие тепла и взаимопонимания. Симптомы бывают разные: от ударов себя по голове и вырывания ресниц до самообвинений и самоунижений. Диагностика и коррекция аутоагрессии обычно проводится неврологом и психологом. Чем раньше начинается лечение, тем больше вероятность полного избавления от недуга.
Аутоагрессия возникает на фоне трудностей адаптации ребенка к окружающей среде и социуму. У малыша это часто связано с нарушениями отношений в семье между взрослыми и с ним самим.
К основным причинам аутоагрессии относятся следующие факторы:
Аутоагрессия у детей формируется в результате внутриличностного конфликта в связи с низким уровнем социальной адаптации. Она предполагает перенаправление разрушительной активности с внешних объектов на себя. Внешним объектом чаще всего являются люди, от которых косвенно или напрямую зависит благополучие ребенка. В структуре личности сталкиваются два разнонаправленных мотива: навредить обидчику и выплеснуть весь негатив и сохранить хорошие отношение, чтобы продолжать получать значимые ресурсы, например – любовь и заботу.
В силу особенностей психики некоторые дети решают сложившийся внутриличностный конфликт выплескиванием негативных чувств на себя самого, при этом отношения со значимым человеком остаются доброжелательными. Малышу не приходится переживать о нарушении взаимоотношений и потере позиции в семье и обществе. Аутоагрессия – это патологический способ сохранения психологической и физиологической гармонии в условиях нарушения адаптации к социуму.
Аутоагрессия у детей может классифицироваться по разным признакам, каждый из которых является существенным. В зависимости от типа нарушения выбирается наиболее подходящая тактика коррекции.
По содержанию аутоагрессивное поведение у детей бывает следующих видов:
По способу проявления:
У детей раннего возраста и дошкольников симптомы аутоагрессии проявляются импульсивно: они могут ударять себя по голове руками, рвать волосы, брови и ресницы, царапать, кусать, щипать, иногда биться об стену головой или другими частями тела. Такая реакция обычно возникает непроизвольно в связи с эмоциональным перевозбуждением сразу после негативного воздействия: наказания, запрета, поломки игрушки, резкой отмены поощрения или позитивного события. При этом, малыш не успевает сознательно подумать о том, что он делает, не может отодвинуть во времени или переключиться на более положительные эмоции. У детей этого возраста встречается и вербальная агрессия, например, самообвинения в ссорах с родителями или конфликтах между ними.
Аутоагрессия у ребенка 5-7 лет и старше становится способом манипуляции взрослыми. Например, он пытается порезаться или пораниться для того, чтобы родители его пожалели и разрешили не ходить на контрольную работу.
У каждого ребенка может быть свой спектр аутоагрессивных симптомов. Главный их критерий – причинение вреда себе в физическом или психологическом смысле.
Аутоагрессия не позволяет ребенку сформировать адекватные способы решения конфликтов и выхода из стрессовых ситуаций. В результате, подрастая, малыш не может научиться грамотно выстраивать беседу, испытывает трудности с формулировкой и высказыванием личного мнения, ограничивает свое поведение, стараясь постоянно подстраиваться под реакции окружающих людей. У ребенка развивается мнительность, тревожность, сложности адаптации в незнакомом коллективе. В наиболее тяжелых ситуациях повзрослевшие дети не могут получить достойное образование и выстраивать адекватные отношения с представителями противоположного пола.
Аутоагрессию у детей можно диагностировать уже с раннего возраста – с 2-3 лет. Она ярко проявляется в ситуациях конфликтов и фрустрации, когда у малыша желаемое не совпадает с действительным. С возрастом ребенок учится отодвигать во времени и скрывать аутоагрессивные симптомы. Диагностика обычно проводится педагогом – психологом с помощью специальных методов и методик. Вот некоторые их них:
При лечении детей раннего возраста наиболее активно используются методы коррекции отношений и взаимодействий внутри семьи. По мере роста и развития подключаются другие методы и формы работы:
Евгений Олегович считает, что агрессию ребенка, направленную на самого себя, нельзя игнорировать. Также он предлагает следующий алгоритм действий в период приступа:
Чем более своевременно началась коррекция поведения и психотерапия, тем выше шансы формирования здоровой личности. Также на будущее влияет время возникновения аутоагрессии: нарушения, появившиеся в раннем детстве и вовремя вылеченные, дают меньше последствий, чем проблемы, начавшиеся в подростковом возрасте.
Профилактика формирования аутоагрессии заключается в первую очередь в доброжелательном отношении членов семьи друг к другу и к ребенку. Малыш должен воспринимать свою семью и дом как безопасное место, где есть доверие, любовь и понимание. Лучше отказаться от слишком жестких наказаний, особенно физических, обучать ребенка правильным стратегиям поведения в конфликте: уступить, договориться, поменяться. Вместо того, чтобы подавлять детскую агрессию, необходимо направлять ее в безопасное для него и окружающих русло, например, комкать бумагу или бить что-то мягкое.
Главная задача родителей – не «заражаться» эмоциями крохи. Чем спокойнее и увереннее взрослый, находящийся рядом, тем быстрее закончится приступ аутоагрессии. Первое, что нужно сделать, – лишить ребенка возможности нанести себе серьезный вред. Не дать ему вырывать на себе волосы, биться об стену и расцарапывать кожу в кровь. Второе – дать возможность выплеснуть эмоции: почиркать, порвать или помять бумагу, сильно потопать ногами или даже громко покричать.
Когда пыл ребенка остыл, необходимо назвать его чувства: «я вижу, что ты злишься», «я понимаю, что ты обижен». После того, как ребенок полностью успокоился, можно просто поговорить с ним о том, что с ним произошло, что можно было сделать по-другому. Главное – оставаться спокойными и доброжелательными к малышу, показать, что родители его любят и переживают о его состоянии и здоровье.
Если постоянно следовать этому алгоритму, то со временем ребенок научится самостоятельно находить адекватный способ разрядиться, а также сможет выражать свои чувства словами, а не актами самоповреждения.
Предотвратить аутоагрессию, как и другие нарушения, значительно легче, чем корректировать. Поэтому первое, что нужно сделать, – обратить внимание на ситуацию в семье. Доброжелательны ли друг к другу все члены семьи? Идет ли малыш к родителям, чтобы поделиться своими переживаниями? Готовы ли родители поддержать ребенка в любой ситуации и постараться помочь ему в любой проблеме, будь она сущим пустяком или серьезной трагедией?
Аутоагрессия у детей – это такое нарушение, при котором ребенок направляет все негативные эмоции на себя, причиняя при этом вред в физическом и психологическом плане. Причины такого поведения у малыша обычно необходимо искать во внутрисемейных отношениях. Диагностикой и коррекцией аутогрессии занимаются такие специалисты как невролог, психолог, психиатр и психотерапевт. Чем раньше начинается коррекция поведения, тем больше шансов на полное избавление от нарушения.
Высшее образование программы бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». Окончила Северный Государственный Федеральный университет. Автор статей по детской и подростковой психологии.
lifemotivation.ru
Дети, порой даже неосознанно, могут копировать поведение родителей, опекунов или воспитателей. И если взрослые решают прибегнуть к телесным наказаниям, ребенок может начать делать с собой то же самое. Дети с аутоагрессией Свое неправильное поведение ребенок стремится убрать, для чего использует наиболее привычный и понятный ему способ, скопированный у родителей - воспитание наказанием. Ребенок начинает сам себя ругать и наказывать за плохие поступки и ошибки. Со временем такое самовоспитание становится привычкой. Дети с аутоагрессией Многие родители сталкиваются с проявлением аутоагрессии у детей. Ребенок может бить себя, говорить о себе только дурные вещи, всячески унижая и недооценивая себя. Некоторые дети не показывают недовольство собой, а просто молчат. Причины аутоагрессии у детей достаточно обширны. Одной из самых веских причин является физическое наказание. Дети, порой даже неосознанно, могут копировать поведение родителей, опекунов или воспитателей. И если взрослые решают прибегнуть к телесным наказаниям, ребенок может начать делать с собой то же самое. Даже если вы будете избегать таких мер наказания, но при этом давить на ребенка, показывать ему, что он хуже других (а вот Маша на контрольной пять получила, не то, что, ты, неумеха) и оскорблять, особенно за несоответствие вашим идеалам, вы рискуете получить серьезно травмировать свое чадо. Если в вашем поведении по отношению к своему отпрыску не было замечено подобных наказаний и унижений, но он проявляет аутоагрессию, следует присмотреться к его кругу общения. Возможно, что сверстники или старшеклассники как-либо издеваются над ним, возможно, что он одинок. Детская аутоагрессия может происходить вследствие недостатка общения, внимания и теплоты. Аутоагрессия у ребенка может происходить вследствие чересчур высокой эмоциональности. Такие дети не переносят страданий своих близких, начинают винить в них себя. В таких ситуация следует объяснять ребенку, что причина слез родных кроется не в нем, рассказывать ему, что произошло в семье.
infourok.ru
Автор: Слава Маяковский
Подростки – одни из групп, которую больше всего затрагивает проблема агрессии.
Почему так происходит?
Существует множество гипотез насчет того, откуда берется агрессивное поведение подростков.
Дискуссии и исследования о природе подростковой агрессии особенно активно ведутся в последнее время, и остается большой пласт нерешенных вопросов.
Влияет ли медиа, игры и поп-культура на агрессивность?
Очевидно, что с помощью насилия и открытой злости подростки выражают, или ищут пути выражения, личных переживаний. Подобным поведением, они неосознанно дают понять о своих внутренних конфликтах.
Под категорию агрессивных несовершеннолетних часто попадают дети, которые не чувствуют принятия, заботы и любви со стороны общества и семьи.
Или подростки с трудным детством и неблагоприятной средой воспитания. Большинство взрослых людей даже не пытаются думать о чувствах агрессивного ребенка, примитивно загоняя его в шаблон “трудного подростка”, “хулигана”. Такой ребенок достоин только наказания, а не помощи. Так с «плохим» поведением не справиться. Это провоцирует новые вспышки враждебности. В том числе и аутоагрессии.
Аутоагрессия — активность, нацеленная, осознанно или неосознанно, на причинение себе вреда в физической и психической сферах.
С точки зрения психоанализа она относится к механизмам психологической защиты. Аутоагрессия проявляется саморазрушительным поведением. Всамообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений различной степени тяжести вплоть до самоубийства.
Многие путают эти два понятия. Разница заключается в постоянстве и природе действий, которые мы называем жестокими. Агрессивность — это качество личности, возможно приобретенное. Личность у несовершеннолетних только формируется и это качество может легко встроиться в нее. По поведению – это ситуативные поступки, которым часто могут удивляться.
Агрессивным человеком можно назвать, например, мальчика, издевающегося над кошками во дворе и крадущего телефоны на улице. Человеком с агрессивным поведением может быть подросток, который подрался с одноклассником, по какой-либо причине.
Выделяют несколько теорий возникновения агрессии: теория инстинкта Зигмунда Фрейда и Конрада Лоренца, социально-когнитивная теория Альберта Бандуры, фрустрационная теория Джона Долларда. Предлагаю рассмотреть возможными причинами агрессии подростков на основе этих теорий.
Эта теория рассматривает агрессию как врожденную и органическую реакцию, основанную на фрустрации.
Фрустрация – это состояние, которое возникает при невозможности удовлетворения какой-либо потребности, когда человек не может получить того, чего хочет.
У подростков все инстинктивные реакции становятся ярче, и контролировать их сложно из-за стресса и гормонального всплеска. И это выражается деструктивным поведением, вспышками.
Фрейд говорит, что агрессия появляется из «спора» влечения к жизни, созиданию, и влечения к разрушению, которые заложены в человеке с самого рождения. Агрессивным поведением проявляется защита. Она дает не разрушать самого себя, разрушая вместо этого мир вокруг. В переходном периоде жизни тема противоречий и внутренних споров крайне обострена и актуальна.
Подросток подсознательно учится использовать защитные механизмы, хоть и не всегда удачно и безопасно.
Определение фрустрации мы дали выше. Теория фрустрации говорит об агрессии как о продукте переживаний, связанных с непреодолимыми трудностями.
В случае тинейджеров большим препятствием для реализации идей и желаний часто становится угнетение, или просто подавление всех стремлений со стороны родителей, учителей и сверстников. В огромном количестве случаев психологическим препятствием становятся фразы, подобные таким.
В таких случаях злость со стороны юноши или девушки направлена на давящую сторону и косвенно на себя.
Родители, употребляя подобные фразы в общении с подростками знайте, к чему они могут привести!
Фрустрация, вызывающая аутоагрессию может быть спровоцирована и сомнением в своих силах, что характерно для многих подростков. Сомнение может перерастать в самоуничижение и ощущение полной невозможности делать что-либо. Что особенно свойственно людям, склонным к депрессивным состояниям. Больше про депрессию подростков вы можете узнать в нашей статье. При таких обстоятельствах внутренняя агрессия сильнее внешней.
Фрустрация проявляется не только из-за неудач в самореализации. Причиной агрессивного поведения может быть и банальное неудовлетворение потребностей. Кроме потребности в любви и одобрении со стороны семьи, у тинейджеров появляются новые нужды. Это принятие важным сообществом, уважение, возможность открыто высказываться и прочие. Эти новые потребности часто не замечают и игнорируют, что приводит к фрустрации. Долгий период фрустрации вызывает либо стресс, который тоже ведет к агрессии из-за истощения, либо озлобленность на тех людей, которые должны были учитывать потребности молодого человека.
В общении с подростками и их воспитании нужно очень много внимания. Но важно не нарушать личное пространство. Ведь потребность в его уважении тоже очень важна
Согласно этой теории, люди «учатся» агрессивному поведению, наблюдая за постоянным окружением.
Если ребенок на протяжении своей сознательной жизни видит, как родители кричат друг на друга и на окружающих, он с большой вероятностью вырастет жестоким подростком.
Враждебность становится условным рефлексом. Кажется, что бороться с таким поведением невозможно. Но это не так. Его можно тормозить, просто не давая подкрепления. Во-первых, подросток должен видеть пример не агрессивного поведения в окружении. Во-вторых, он не должен получать ответной агрессии в ответ на свои нападки.
Копирование поведения старших характерно для тинейджеров. У них возникает потребность в ролевой модели.
Говоря об агрессивном поведении по форме можно его разделить на:
По цели проявления агрессии бывает:
Современные дети подросткового возраста действительно, более агрессивны. Причем у девочек трудности с регуляцией жесткости появляются раньше, в 13-14 лет. У мальчиков этот процесс начинается чуть позже, обычно в 14-16 лет.
По большей части на поведение тинейджеров влияют изменения, которые происходят в них. У подростков активно формируется личность и самосознание, меняется восприятие себя и отношение к ним со стороны общества. Они переживают гормональный всплеск. Это способствует агрессивному поведению.
На поведение подростков оказывают влияние все сферы жизни, которое их окружают: семья, детский социум, СМИ.
Но каждый подросток в одних и тех же условия ведёт себя по-разному. Это зависит от его личностных особенностей.
Но не стоит забывать, что агрессия - не только «плохое» поведение. Это необходимость, защитная реакция организма, один из способов добиться желаемого.
Особенности агрессивного поведения у подростков
Первое, что необходимо знать родителям – это теорию об агрессии. Для этого мы написали эту статью. А теперь – практика.
Чего делать с агрессивными подростками нельзя
Подобные действия ведут за собой негативное отношение к семье, иногда аутоагрессию «Мне говорят, что я безнадежное разочарование и глупый ребёнок. Может, это правда? Может, я заслуживаю такого обращения?»
Подобные мысли могут сильно подорвать самооценку ребенка. Учитывая то, что не всегда у подростка получается контролировать свою агрессию.
При конфликтах в семье в игру вступает социальное научение, о котором мы говорили. Родители так себя ведут – значит это правильно
Игнорирование заставляет ребенка справляться со всем самому, что повышает уровень стресса и фрустрации, сложности с определением категорий «хорошо» и «плохо».
Что делать можно и нужно:
Действовать надо спокойно и уверенно. Находить причины агрессивного поведения, обсуждать с подростковом его чувства, помогать ему найти социально – приемлемые способы выражения его чувств. Так можно не только смягчать негативные вспышки, но и в целом улучшить отношения.
Переходный возраст — сложный период для каждого человека, и самого подростка, и его окружения. Но справиться с этим и не допустить болезненных последствий вполне возможно.
В центре К.О.Т. разработана программа «Властелин Эмоций», на которой подростки учатся понимать с выражать в свои эмоции, работать со своим с поведением. Это реальная эффективная помощь самому современному подростку и его семье.
Интересно узнать на сколько ли подросток контролировать свои эмоции? Пройдите простой тест и получите советы психологов!
Занимайтесь самообразованием, не забывайте думать, прежде чем говорить и делать. Вдох, выдох, сохраняйте спокойствие и человеческое отношение. «Трудный подросток» — только вершина айсберга, смотрите глубже и не отчаивайтесь.
www.tren-kot.ru
В статье исследуются особенности аутоагрессивного поведения подростков в современном обществе. Диагностическим путём выявлены такие предпосылки аутоагрессивного поведения среди городских и сельских школьников и предложены профилактические и коррекционные направления работы педагога-психолога с подростками.
Ключевые слова: аутоагрессивное поведение, подростковый возраст, алкоголизация, наркомания, суицидальные попытки, воспитание, Интернет, СМИ.
Abstract. This article deals with the peculiarities of autoagressive behavior of a grown-up in modern society. According to the results of the diagnostics prerequisites of such behavior among urban and village schoolchildren are revealed. The preventive and corrective types of work for an educational psychologist are offered.
Keywords:autoagressive behavior, age of adolescence, alcoholization, drug addiction, suicidal attempts, upbringing, Internet, Mass Media.
Степень распространенности аутоагрессивного поведения и, в частности, суицида, возрастает как во всём мире, так и в России. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, увеличилось количество суицидов среди подростков в возрасте 15-24 года – во всем мире в 2 раза, в России в 3 раза. Несомненно, существенное влияние на это оказывают изменения, происходящие в политической, экономической, духовной, социальной сферах нашего общества, влекущие за собой завышение требований к личности, и тем самым вызывая сбой привычного уклада жизни и рост внутреннего напряжения. Как известно, особенно остро подобные изменения отражаются на подростках, наиболее чувствительных к ним в период формирования личности [1].
Для лучшего понимания термина аутоагрессия обратимся к определениям различных авторов.
С.С. Степанов под аутоагрессией понимает разновидность агрессивного поведения, при котором враждебные действия по каким‑либо причинам (преимущественно социального характера) не могут быть обращены на раздражающий объект и направляются человеком на самого себя. Такие действия проявляются в склонности к самоунижению, самобичеванию, иногда – в нанесении себе физических повреждений и в особо тяжелых случаях – в попытках суицида. Данное поведение характерно для лиц, страдающих невротическими и депрессивными расстройствами [2].
С.К. Нартова-Бочавер аутоагрессией (или поворотом против себя) называет вторичную психологическую защиту, состоящую в перенаправлении негативного аффекта, относящегося к внешнему объекту, на себя [3].
На жизненном пути человек сталкивается с критическими ситуациями, характер переживаний которых влияет на поступки, действия и развитие личности. Именно в подростковом возрасте эмоциональные переживания, скрытые за маской преодоления проблемы, увеличивают кризисную ситуацию возраста, нарушают адаптацию личности, ведут к нарушению жизнедеятельности. Вследствие этого возникают защитные образования в виде отклонений в поведении подростков, в том числе аутоагресии.
Аутоагрессия не заложена в человеке с рождения, в первый год жизни дети не ищут в себе ошибки и не оправдываются. Способность анализировать себя и своё поведения, оценивать плохое и хорошее формируется у ребёнка к определённому периоду – происходит копирование родительского поведения, плохие поступки наказываются, как наиболее привычный и понятный способ. Со временем данное поведение перерастает в самонаказание, становится привычкой и вместо того, чтобы исправить ошибку и решить проблему, ребенок направляет агрессию против себя.
З. Фрейд считал, что человек наносит себе повреждения на бессознательном уровне вследствие врождённых агрессивных тенденций, которые проявились в конкретном случае. Он писал: «Когда кто-нибудь из моих домашних жалуется, что прикусил себе язык, прищемил палец и т.д., то вместо того, чтобы проявить ожидаемое участие, я спрашиваю: зачем ты это сделал?», что говорит о том, что кроме сознательного причинения вреда своему здоровью, существует и бессознательное, которое может быть замаскировано под несчастный случай [4].
В подростковом возрасте происходят глубокие изменения, которые затрагивают развитие личности ребёнка, которые касаются не только физиологии, но и отношений, складывающихся в социуме со сверстниками и взрослыми людьми. Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов. Именно в этом возрасте наступает пубертатный кризис, который отражается не только на самом ребёнке, но и на родителях. Для данного периода характерен неустойчивый эмоциональный фон, частая смена настроения, часы активности в короткий срок сменяются часами разбитости и усталости. Дети подросткового возраста склонны к самопознанию, подросток пытается понять себя, открыть в себе новые качества. В большинстве случаев, подросток видит в себе негативные черты, неумение справляться со своим характером и эмоциональностью, склонность впадать в крайности, раздражающие недостатки во внешности, желание себя изменить.
Для подросткового возраста характерны такие психологические особенности, какострая чувствительность к оценке внешности другими людьми, застенчивость, чередующаяся с развязностью, внимательность с безразличием, нежелание воспринимать кого-то выше себя, появление и возвышение кумиров. Сильные эмоциональные переживания, завышенные требования родителей, чрезмерные умственные и физические нагрузки могут привести в невротизации, девиантным формам поведения и аутоагрессии. Именно эти показатели и черты подросткового возраста, считаются наиболее «благоприятной средой», для предпосылок развития аутоагрессивного поведения.
Для подростка хороший уровень жизни и адаптации заключается, прежде всего, в признании своей значимости в среде сверстников, повышении авторитета, возможности перспективы в будущем; собственное здоровье, как правило, их мало волнует.
Воспитание, полученное большинством подростков современного общества, препятствует возможности самостоятельного решения присутствующих проблем, это способствует автоматическому включению психологической защиты человека и ухода от реальности путём замещающих средств.
Огромное влияние на развитие личности подростка оказывает СМИ, Интернет, виртуальные сети. Буквально каждый подросток подвержен зависимости от виртуальных сетей, компьютер становится основным занятием свободного времени. Если раньше дети были заняты своим хобби, либо поиском нового увлечения, то теперь всё стало намного проще. Зачем усложнять себе жизнь, если есть компьютер, где много нового и интересного, и где собираются буквально все сверстники. Детям стали неинтересны обычные радости жизни, ведь всем известно, что зависимость порабощает детей намного быстрее. Интернет – это сток самой разнообразной информации, как нужной, так и не нужной, и её впитывание может породить у подростков серьёзные проблемы в поведении.
Рассмотренные выше факторы и являются, в первую очередь, предпосылками появления аутоагрессивного поведения подростков. Такое поведение включает в себя; склонность к алкоголизации, наркомании, токсикомании, курению (сигарет или курительных смесей), суицидальным намерениям (как форме крайнего проявления аутоагрессии), агрессивном поведении, занятию опасными видами спорта, рискованном сексуальном поведении.
Употребление вредных веществ, таких как алкоголь, наркотики, сигареты, курительные смеси, является одним из простейших способов ухода от реальности, и требует лишь финансовых затрат. В первый раз попробовать эти вещества подростков подталкивает либо влияние друзей, либо собственное любопытство, и мало кто их них задумывается о последствиях.
Занятие опасными видами спорта, рискованное сексуальным поведение, включающие в себя агрессивное поведение, можно поставить на второе место ухода от реальности и решения проблем после употребления психотропных веществ. Подобные действия предполагают наличие в характере такой черты как смелость – ведь не каждый подросток способен повести себя таким образом.
Суицид (а так же суицидальные попытки и суицидальные намерения) можно отнести к третьей группе ухода от реальности, он представляет собой крайнюю форму аутоагрессивного поведения. В большинстве случаев подросток не желает уходить из своей жизни, а хочет показать важность и серьёзность своих проблем, привлечь внимание родителей, почувствовать себя нужным, не отдавая себе отчёт в возможности летального исхода.
Для выявления уровня аутоагрессивного поведения нами были проведены сравнительные исследования в 8 классах городской и сельской школах. Всего было обследовано 42 человека (подростковый возраст 13-14 лет).
Для проведения исследования использовались диагностические методики: «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка, «Шкала безнадёжности» А. Т. Бека, «Опросник суицидального риска» в модификации Т.Н Разуваевой.
На основе полученных результатов по методике «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка выявлено, что у 7% испытуемых по шкалам личная тревожность, фрустрация, агрессия, ригидностьполучены высокие значения. Это указывает на заниженную самооценку, непринятие себя, высокую тревожность. Средние значения характерны для 24% испытуемых. Эти подростки по результатам методики попадают в «группу риска» развития саморазрушающего поведения. Важно отметить, что по шкале «агрессивность» и «ригидность» почти у всех подростков показатели находятся на среднем уровне.
Анализируя результаты по «Шкале безнадёжности» А.К. Бек, мы можем отметить, что умеренный уровень выраженности депрессии характерен для 4,8% испытуемых, что говорит о наличии депрессивных симптомов. У 12% испытуемых по шкале «легкая депрессия» показатель находится на среднем уровне, что говорит о возможном проявлении симптомов в случае психотравмирующей ситуации. У 73% испытуемых по шкале «отсутствие депрессивных симптомов» получены высокие результаты, что указывает на отсутствие каких-либо симптомов, проявляющихся в случае депрессивного состояния.
Несмотря на позитивную последнюю позицию в диагностике, вышеприведенные данные говорят о необходимости работы с детьми, чьи показатели находятся на высоком и среднем уровнях депрессии.
Рассматривая и анализируя каждую шкалу в отдельности по «Опроснику суицидального риска» в модификации Т.Н Разуваевой, мы можем утверждать, что общие показатели по всем шкалам благоприятны, риск возникновения суицида среди исследуемых подростков не выявлен. Об этом также свидетельствуют высокие показатели по шкале «антисуицидальный фактор». Высокие показатели по каждой из шкал наблюдаются у 16,7% испытуемых. Однако, у 2,4% испытуемых (учеников сельской школы) антисуицидальный фактор находится на низком уровне, что является важным основанием для психокоррекционной работы.
Сравнительный анализ по результатам каждой из методик в отдельности позволяет сделать вывод о том, что данная проблема присутствует как среди городских, так и среди сельских школьников.
Возможным выходом из ситуации может быть проведение профилактических занятий в школе по выявлению уровня аутоагрессии, направленных на снижение предпосылок тревожности и агрессии; информирование родителей и учителей о присутствующей проблеме в современном мире; проведение игровых мероприятий, посвящённых проблеме СМИ; необходимо проведение коррекционно-развивающих занятий для детей с выявленными проблемами. Подобные действия будут способствовать обнаружению аутоагрессивного поведения на ранней стадии, его предупреждению и коррекции.
Литература:
1. Закондырина В.А. Взаимосвязь аутоагрессивного поведения и социально-психологической адаптации подростков: дис. … кан. психол. наук. – М., 2009 [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/vzaimosvyaz-autoagressivnogo-povedeniya-i-sotsialno-psikhologicheskoi-adaptatsii-podrostkov (дата обращения: 01.11.2014).
2. Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник. – М.: Сфера. – 2004. – 208 с.
3. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология, глоссарий [Электронный ресурс]. URL: http://vocabulary.ru/dictionary/795/word/povorot-protiv-sebja-autoagresija (дата обращения: 03.11.2014).
4. Яковлев. Б.П., Литовченко, О.Г. Аутоагрессивные тенденции современных подростков // Фундаментальные исследования. – 2004. – № 3. – С. 92-94.
moluch.ru
В трехлетнем возрасте ребенок переживает первый осознанный возрастной кризис. Этот период психологи и психиатры называют “Я сам“. Он достиг определенного уровня самостоятельности, но еще не до конца научился себя обслуживать, поэтому проявляет гнев, если не получается, например, завязать шнурки на ботинках.
Период характеризуется вспышками негативизма, протеста, отрицания ранее привлекательных ситуаций.
Родителям следует быть вежливыми с ребенком, разрешать проявлять самостоятельность, если это не грозит ничем опасным. Иногда полезно предложить свою помощь. В случае проявления агрессии достаточно ребенка отвлечь. Хвалить и ругать стоит только поступки малыша, а не его самого.Дошкольный возраст – спокойный период в жизни ребенка.
Проявления аутоагрессии у дошкольника может свидетельствовать о развитии патофизиологических процессов или нарушений психического развития. В некоторых ситуациях подобное поведение может являться следствием адаптации к социальной среде.
Школьники проявляют агрессию по отношению к себе в состоянии стресса, связанного с учебной деятельностью. Чувство вины в связи с неуспеваемостью, особенно, если родители склонны наказывать за плохие отметки. Иногда ненависть к себе связана с отсутствием объекта, на которого направлен негативизм или открыто проявить агрессию невозможно (например, в отношении учителя).
Часто в школьном возрасте наблюдается вербальная аутоагрессия: “Я такой неудачник, даже родители так говорят. Сегодня снова получил двойку – я такой глупый ребенок“.
evrikak.ru
Почему подростки бывают агрессивны, по отношению к своим близким людям и не только к ним. Возможно, это некий протест против общеизвестных правил и порядков, установленных в нашем обществе. А, может, это способ заявить о себе, как о личности самодостаточной и неординарной. Вопросов много, а есть ли на них ответы?
Давайте разберёмся, что думают по этому поводу психологи и педагоги. В чём они видят причины подростковой агрессии.
Оглавление:
Как можно понять, что ребенок уже взрослый? Размер одежды и обуви приближается или уже такой же, как у папы и мамы. Вещи и обувь покупаются в соответствии с модными тенденциями (гаджеты, кстати, тоже), доверительные беседы между сыном или дочкой и родителями очень часто сменяются недосказанностью, взаимными упреками и ссорами. Тайны прочно поселяются в детской комнате, куда вход взрослым только по разрешению.
Мы медленно перестраиваемся и часто боимся себе признаться, что нужно менять стиль общения со своими выросшими, но все так же любимыми сыном и дочерью. Нередко, в ответ на безобидное замечание можно столкнуться с агрессивным поведением подросшего чада. В таких случаях родители просто опускают руки, и все больше усугубляют ситуацию, не зная толком даже причин такого поведения. Давайте разберемся, почему из ласковых и послушных, милых девочек и мальчиков, выросли вдруг агрессивные «взрослые» дети со своим миром, куда так сложно нам, мамам и папам, попасть.
Возможно, вам будет интересно Как найти общий язык с подростком — Рекомендации родителям
Привлечение родительского внимания
Возможно, вам будет интересно Главные причины суицида у подростков — Важно знать!
Способ самоутверждения
Юноша и девушка пока ничего не сделали в жизни важного и значимого, но считают уже себя взрослыми. В этом возрасте начинают применяться различные модели поведения. В качестве «добровольных слушателей» выступают родители. Если дома все примут, значит, можно так вести себя и со сверстниками. А если не обращают внимания, потому что в семье крик, грубость — это норма, то, тем более все так и должно быть.
Копирование поведения взрослого
Возможно, вам будет интересно 6 практических советов как перестать бить своего ребёнка
3. На самом деле виноваты взрослые, а не их неуправляемый «мучитель» и «наказание». Вместо того, чтобы своё агрессивное поведение оставлять за порогом и всеми силами сохранять в доме атмосферу заботы, любви и внимания, мамы и папы устраивают между собой «разбор полетов», да и ребенка не щадят. Никакие доводы (усталость, алкоголь, измена мужа, безденежье) не могут быть оправданы. Взрослые должны помнить, что они ответственны за душевное состояние своего ребенка. Несчастные родители — несчастные дети. Это аксиома.
Гормональные изменения
В этом возрасте идет процесс превращения из девочек и мальчиков в юношей и девушек. Им часто стыдно без причины, неловко, они пока на самом деле не знают, что делать со своей «взрослостью». Резкие смены настроения, то слезы, то грубость — это нормально. И это нужно пережить, оставаясь своему самому дорогому человеку, ребенку, другом.
Это тяжело, но есть способы: совместное занятие спортом, творчеством. Не стоит реагировать так остро на хамство. Спокойно объясняйте, почему это обижает окружающих. Ведите себя достойно и почаще интересуйтесь жизнью вашего отпрыска. Вспомните себя в его годы. Не забывайте, что скорей всего у него появилась уже первая любовь и первые серьезные переживания.
Особенности воспитания
Возможно, вам будет интересно Конфликты между родителями и детьми — 5 мифов конфликтов поколений
Влияние телевизора и интернета
Сейчас идет массовое засилье фильмов и передач, компьютерных игр, где показывается и демонстрируется агрессивное поведение, сцены насилия и жестокости.
Поиск границ дозволенного
Этот процесс вполне естественный. В переходном возрасте дети учатся себя вести в обществе, поэтому экспериментируют, что можно, а что нельзя. На самом деле они не хотят быть плохими и грубыми, а просто пробуют, можно ли так себя проявлять, и что за этим последует.
Если вовремя остановить ребенка и провести, возможно, не одну беседу, то он не только прекратит вести себя вызывающе, но и начнет сопротивляться насилию и научится говорить «нет» наркотикам, сигаретам и алкоголю.
Почему подростки агрессивны? Вопрос, конечно, сложный, но, возможно, прочитав эту статью, для вас стали более понятны мотивы и причины, провоцирующие на агрессию юные, мытарствующие души наших повзрослевших детей.
Эту статью мне хочется закончить небольшими рекомендациями для родителей.
Надеюсь, статья была вам полезна. Напишите в комментариях, что вы думаете по теме статьи.
Удачи и терпения!
Ваша Татьяна Кемишис
Если статья вам понравилась, поделитесь ею в своих соц. сетях
algebrazhizni.ru
Агрессивность может быть ярким симптомом психического заболевания или расстройства. Но в данной статье мы рассматриваем агрессию как нарушение эмоциональной сферы, проекцию неправильных сценариев или реакцию на вторжение в личное пространство — т.е. как психологическую защиту. В этом случае учителя и родители могут предпринять самостоятельные шаги, не обращаясь к помощи психологов.
Хотелось бы напомнить, что в подростковом возрасте, начиная с младшего подросткового (10-11 лет), успешное общение со сверстниками ставится подростком «на вершину пирамиды». Любое событие воспринимается им в связи с собственными позициями успеха или неуспеха. Отсюда, кстати, настоящая зависимость от лайков в Instargam и желание набрать как можно больше друзей в ВКонтакте. Сомнения в своей успешности заставляют ребенка испытывать сильнейший дискомфорт, приводят к снижению самооценки и могут проявиться в симптомах нервозности и тревожности.
![]() Молчаливая забастовка – важный сигнал |
Тревога приводит к нарушению адаптации в коллективе. В результате подростки, которые не могут или не умеют эффективно и успешно общаться со сверстниками, попадают в категорию изгоев. Такие дети одиноки, у них нет друзей, зато есть проблемы с окружением. Подобные подростки выделяются своим поведением, манерой общения, даже внешним видом. |
Речь не идет о просто необщительных детях или интровертах, мы говорим о болезненной для самого ребенка дезадаптации.
Отношения, которые складываются в группе сверстников, для ребенка становятся моделью поведения — образом, который он проецирует на себя. Для школьника (как и для взрослого человека, будем честны) важно занять статусное или «свое» место в жизни и в коллективе. Трудности 10-летнего ребенка, оказавшегося «вне игры», могут повлиять на успех в его взрослой жизни. Неадекватная самооценка и попытка компенсировать невнимание и знаменитый «игнор» со стороны окружающих и приводит к агрессивности.
Прежде чем предпринять решительные действия в отношении агрессивного ребенка, попытайтесь понять, с каким видом агрессии вы сталкиваетесь. Как правило, взрослые склонные замечать только самые яркие (первый и второй) из них.
Если перед подростком встанет выбор: обсудить конфликтую ситуацию с «врагом» или сразу дать физический отпор — что он выберет? На самом деле, выбранная модель поведения зависит от множества параметров: от воспитания до эмоционального состояния в момент ссоры.
Тем не менее, одна из самых распространенных причин агрессии крайне проста: бью, потому что не знаю другого способа отреагировать. Если у ребенка нет иных примеров разрешения конфликтов (он не видел переговоров в семье, среди друзей или одноклассников), к тому же, находится в состоянии тревожности, о котором говорилось выше, — драка почти неизбежна.
![]() Пар из ушей валит часто даже у взрослых |
Почему мы учим детей драться, а не договариваться?Вы слышали о школах риторики для детей? Нет. А о секциях борьбы? Возможно, мое мнение будет наивным, но данный факт свидетельствует о том, что умение красиво и правильно говорить, вести аргументированный спор, выражать свое мнение и отстаивать его — не очень-то востребованный навык. |
А зря. Умение постоять за себя физически должно находиться в гармонии с умением противостоять словесно.
В европейских школах, знаменитых колледжах и университетах туманного Лондона, про которые мы наслышаны, нет ОБЖ. А вот логика и риторика входят в программу с начальной школы. Справедливо будет возразить, что мы в России живем в других реалиях, но этого аргумента недостаточно. Если ребенок в будущем хочет стать юристом, предпринимателем, историком, бизнесменом, политиком, то кроме знаний, посвященный поведению при пожарах, ему потребуется умение грамотно вести диалог. Любому современному человеку необходим такой навык.
Ребенок, который действительно может разрешить конфликт с помощью логики и аргументов, а не кулаков, заслужит уважение сверстников. Хулигана, который решает все вопросы кулаками, могут бояться, перед ним могут заискивать, но об уважении речи не будет. Повторюсь, в этом возрасте качество и успешность общения со сверстниками влияет на самооценку. Если ваш ребенок а) интересен, б) грамотно (а не заумно!) говорит в) может решить любой вопрос, то к нему со временем станут обращаться за советом. Подобный авторитет скажется положительно и на самооценке, и на позиционировании. Не обязательно быть самым красивым или быстрее всех бегать, умение решать спорную ситуацию — это умение, которое куда более редко, а потому ценно.
![]() Вдруг у него не кулаки чешутся, а в душе неладно? |
Способ 2. Работать с самооценкой ребенкаЧеловек, которому есть чем гордиться, всегда чувствует себя спокойно. Если ваш ребенок уверен, что в чем-то он точно «впереди планеты всей», то и агрессия со стороны сверстников будет восприниматься не так остро. |
Сашу в восьмом классе дразнили заучкой и выдрой, потому что она предпочитала книги и секцию по шахматам курению за школой. Но когда девочка выиграла сначала районную олимпиаду по математике, а потом и всероссийскую, злые нападки одноклассников стали казаться ей чем-то несущественным. «Да, вы „крутые“ и „взрослые“, зато до меня вам как до Парижа пешком», — справедливо думала Александра.
Игоря в десятом из-за прыщей и глупой челки не воспринимали девушки. Зато после того, как он начал участвовать в школьных постановках и выступил на городском вечере поэтов со своими стихами, внешность отошла на второй план. Романтичный Игорь был куда милее, чем пытающиеся быть брутальными одноклассники. Да и подписчиков в его авторской группе в Вконтакте было достаточно, чтобы чувствовать свою значимость (родители, не бойтесь социальных сетей, если дети пытаются в них самовыражаться!)
Самодостаточные люди не агрессивны, им нет смысла бороться за свое место под солнцем — они его нашли.
![]() Не ругать, а любить – на самом деле это очень-очень сложно. |
Способ 4. Любить подростка и подавать ему примерДа, ваш 13-летний Костя ведет себя как независимый мальчишка, плюющий на ваше несомненно авторитетное мнение. Несмотря на это поведение, его показательная независимость скорее защитная реакция или провокация, вызванная недостатком внимания. Подростки очень уязвимы, вспомните себя в этом возрасте. Так что почаще говорите ему о своей любви. |
Причиной агрессии может стать повышенная тревожность. Снижайте ее любым способом, чтобы не пытаться избавиться от следствия вместо причины. Если ребенок сильно устает в школе, беспокоится из-за экзаменов, внешности или низкой популярности, его травят или он просто склонен к нервозности, то стоит с этим поработать. Способы могут быть самыми простыми: арт-терапия (об этом в наших социальных сетях), цветотерапия, поезки на природу и даже йога.
Главное — пусть подросток знает, что он не один, семья готова его поддержать, а не отругать.
rosuchebnik.ru
1. Преобладание негативных эмоций над позитивными. Такой ребенок легко расстраивается, часто плачет по незначительным поводам, он редко находится в хорошем настроении.
2. Низкая оценка своих способностей и возможностей, важности и значимости благополучия собственного тела.
3. Застенчивость, низкая коммуникабельность.
4. Высокий уровень уважения к другим и принятие их ценностей.
Пытаясь помочь ребенку, следует сосредоточиться не на том, как лишить его возможности наносить повреждения самому себе, а на переживаниях, скрывающихся за стремлением испытать боль.
От 0 до 3 лет
Маленькие дети наносят себе повреждения непроизвольно, если взрослые жестко пресекают его агрессию по отношению к другим людям. Малыши верят в реальность угроз взрослых, таких как: «Будешь плеваться, — отправлю в зоопарк к верблюдам!» Труднее всего ребенку выплеснуть негативные эмоции на родителей, любовь которых он боится потерять. Например, малыш не хочет уходить с прогулки, но мама берет его за руку, чтобы увести домой. Ребенок капризничает и, теряя контроль над собой, кусает мамино запястье, пытаясь освободиться. Но после строгого вопроса: «Что это такое?!» — начинает кусать себя. А все потому, что малышу трудно переключиться на какое-то другое действие.
1. Не ждите, пока малыш сам успокоится, — помогите ему. Переведите все в шутку: «Ой, ты хочешь попробовать кусочек ручки? Ты, наверное, вкусный?» Пусть ребенок учится у вас находить позитивный выход из конфликтных ситуаций.
2. Не защищайте слишком активно того, кого малыш обижает. Это не пробудит у ребенка сочувствие, а заставит думать, что вы тоже против него. Если вы видите, что конфликт ребенка со сверстником зашел в тупик, подскажите конструктивное решение. Например, если дети отнимают друг у друга лопату, предложите устроить соревнование на самого доброго строителя. Кто первым уступит орудие труда, получит конфету!
3. Помогите ребенку направить агрессию не на себя, а в безопасное русло. Для этих целей хорошо подходят подвижные игры, рисование карикатур врагов ребенка.
4. Как только малыш начинает биться головой, кусать себя или колотить рукой, обнимите его, поцелуйте и аккуратно удерживайте до тех пор, пока он не сменит гнев на милость. Родительская нежность всегда действует на ребенка как лучшее успокоительное. На физиологическом уровне это сопровождается выделением в мозге серотонина, который ослабляет действие адреналина.
от 4 до 6 лет
Дошкольникам свойственно внимательно наблюдать за поведением родителей в разных ситуациях и копировать их реакции. Также они активно ищут и устанавливают причинно-следственные связи между событиями. Поскольку в этом возрасте дети чрезвычайно эгоцентричны, они часто приписывают себе вину за те или иные происшествия.
Например, если мама переживает из-за неприятностей на работе и невпопад отвечает на его вопросы, ребенок может решить, будто она недовольна его поведением. Поэтому многие дети сознательно «наказывают» себя за реальные или мнимые провинности.
Вторая частая причина аутоагрессии дошкольников — исследовательский интерес. Ребенок хочет узнать: что будет, если расковырять ранку? Очень важно научить дошкольника бережно относиться к своему телу.
1. Чаще хвалите ребенка и поддерживайте даже тогда, когда он не прав. Допустим, если он кого-то обидел, помогите ему собраться с силами, чтобы извиниться.
2. Подчеркивайте значимость для вас здоровья и красоты сына или дочери. Признайтесь ребенку, что вы очень сильно переживаете, если у него что-то болит, имеются синяки или ссадины.
3. Не ленитесь объяснять ребенку причины вашего недовольства, испуга или раздражения. Только так он научится проговаривать собственные чувства и не бояться делиться ими. Это станет здоровой альтернативой аутоагрессии.
4. Не занимайтесь самобичеванием в присутствии ребенка. В противном случае он будет воспринимать такое поведение как норму, и тоже будет наказывать самого себя за провинности.
5. Купите дошкольнику игровой набор «Юный химик» или «Анатомический атлас для «чайников»», чтобы он мог удовлетворить свой интерес к устройству человека и свойствам его жидкостей и тканей.
от 7 до 12 лет
Школьники часто используют аутоагрессию в качестве манипуляции родителями. Например, расковыряв ранку на ноге — не ходить в школу. Несмотря на прикладное значение аутоагрессивных действий, многие дети совершают их неосознанно. Поскольку школьники уже не вызывают такого умиления, как малыши, им не достается такого количества нежности, которое они получали когда-то. Зная, что родители не смогут оставить без внимания их «болячки», школьники наносят себе повреждения, чтобы получить больше заботы.
1. Не скупитесь на ласку. Пусть ребенок чувствует, что он ваш самый-самый любимый!
2. Если заметили, что школьник наносит себе повреждения, покажите, что раскусили его хитрый замысел и предложите менее кровопролитное решение проблемы. Например, чтобы избежать контрольной, не обязательно ковырять гвоздем в ухе — можно просто подготовиться к ней. Предложите помощь и вместе выучите ненавистные глаголы-исключения.
3. Аутоагрессия в школьном возрасте тесно связана с низкой самооценкой. Ребенку проще самому себя сделать жертвой, чем мучительно дожидаться, пока кто-то его обидит. Помогите ему найти другие способы защиты: в некоторых ситуациях следует отшутиться, в других — гордо уйти, а в каких-то — резко ответить. Разыграйте дома наиболее типичные сцены из школьной жизни, в которых ребенок испытывает страх и замешательство, чтобы он мог потренироваться в безопасной обстановке.
4. Пересмотрите требования, которые вы предъявляете к ребенку. Возможно, некоторые из них слишком высоки, и ребенок сам наказывает себя за невозможность соответствовать им, пытаясь таким образом избежать вашего недовольства, вызвав жалость.
12+
В подростковом возрасте аутоагрессия иногда становится серьезной проблемой и проявляется в виде мыслей о суициде или даже попыток самоубийства. Если вы заметили, что ребенок постоянно находится в плохом настроении, его перестало радовать то, что радовало всегда, не откладывайте разговор по душам.
1. Подросток, находящийся на гране самоубийства, ощущает себя в изоляции и считает, что никто не может понять глубину его страданий. Поэтому необходимо сказать ему о том, как сильно вы его любите, и что вы готовы находиться рядом с ним и поддерживать, что бы ни случилось.
2. Не пытайтесь отговорить подростка от самоубийства, ссылаясь на религиозные догмы, нормы морали, чувство долга и другие абстрактные внешние факторы. Подросток должен почувствовать ответственность за свою жизнь, поэтому решение продолжать жить должно быть его собственным.
3. Если ребенок мучительно раздумывает над возможностью самоубийства, значит он все-таки хочет жить. Проведите аналогию с зубной болью. Во время ее пика кажется, что она будет длиться бесконечно. Но вылечив зуб, о боли быстро забываешь. Укажите ребенку на абсурдность самоубийства: глупо убивать себя, если через некоторое время любая проблема так или иначе решится.
4. Расскажите о своих подростковых переживаниях и о том, как вы их преодолевали. Не забывайте: ребенок думает о самоубийстве, потому что ему не хватает опыта для нахождения других решений.
5. Сознание подростка сужено до восприятия одного момента своей жизни. Необходимо показать ему перспективу, например: «Убивая 15-летнего Сашу, ты убиваешь 20-летнего, 40-летнего, его детей».
6. Признайтесь, какой страх вы ощущаете, слышав от своего ребенка слова о самоубийстве. Скажите о том, что его смерть может вызвать ни чуть не меньшие страдания, чем он испытывает сейчас, у нескольких десятков людей, которые его любят. Можно поговорить о некоторых из них отдельно и спросить, хочет ли он причить им такую боль?
7. Предложите реальную помощь подростку. Конечно, вы не в силах решить его проблему, но можете перевести его в другую школу или отдать деньги, взятые им в долг.
https://letidor.livejournal.com/51260.html
www.baby.ru