Основоположники чжэньцзю-терапии, знаменитые врачи древности:

И Хуань

И Хуань жил в эпоху Чуньцю (770—476 гг. до н. э.). В царстве Цинь И Хуань являлся знаменитым врачом.

Это он оставил самое раннее упоминание об прижигании и иглоукалывании – в летописи «Вёсны и осени» описывается, как, осмотрев тяжело больного князя Цзинь, врач И Хуань сказал, что болезнь его неизлечима – нельзя ни прижигать, ни укалывать, и даже применять лекарства нельзя. Так же он сказал об этой болезни, что она находится выше «хуан» и ниже «гао». То есть, согласно китайской медицинской терминологии в жировой оболочке между диафрагмой и сердцем. Это выражение стало крылатым. Говорить «болезнь проникла в гао хуан» принято, когда идет речь о трудноизлечимой, затяжной болезни.

Бянь Цюэ (Цинь Юэжэнь)

Бянь ЦюэЖил Бянь Цюэ в 407-310 гг. до н. э. и являлся знаменитым врачом, первым из тех, чью биографию поместили в официальные письменные китайские источники. Отличился в эпоху Воюющих царств (475-221 гг. до н.э.

Цинь Юэжэнь – это настоящее время лекаря, который родился на территории современной китайской провинции Шаньдун. Начал изучать медицину у одного из постояльцев постоялого двора, где работал смотрителем. Имя этого постояльца было Чан Санцзюнь.

Цинь Юэжэнь быстро освоил четыре приема диагностики традиционных для китайской медицины. Это осмотр, выслушивание, расспрос и пальпация. Он стал искусным врачевателем наружных, внутренних, детских и женских болезней. Стал мастером по приготовлению целебных отваров лекарственных трав, по прижиганию, иглоукалыванию и массажу.

Так он стал Бянь Цюэ. Боролся с предрассудками и колдовством. Китайский народ уважал Бянь Цюэ, который странствовал из одного царства в другое, помогая больным и обучая множество учеников.

Написал каноны о внутренних и наружных заболеваниях, К сожалению, эти труды до нашего времени пока не дошли. Считается, что именно Бянь Цюэ является автором первоначального варианта книги Канон трудностей – «Нань цзин».

Ему довелось вылечить наследника престола, который несколько часов был без сознания, так что его считали уже мертвым. Такова болезнь «обморока трупом». Бянь Цюэ произвел иглоукалывание в точку Бай-хуэй (VG 20).

Его знаменитые слова:
    «Когда болезнь в коже, ее можно исцелить, прикладывая теплые лекарственные примочки. Когда болезнь проникает в кровь и каналы, ее можно лечить при помощи иглоукалывания и прижигания. Когда болезнь распространяется в желудок и кишечник, ее можно лечить лекарственными отварами. Когда болезнь в костном мозге, то лечить ее уже поздно».

Зависть стала причиной смерти этого достойного человека, чье имя (Бянь Цюэ) является сейчас в китайском языке синонимом искусного врача. Его убил начальник Императорского медицинского приказа царства Цинь, шкурный, завистливый лекаришко, имевший лишь должность при дворе, но не имевший и тысячной доли той славы, что имел великий доктор Бянь Цюэ, и не заимевший её и после его гибели.

А в честь Бянь Цюэ в некоторых провинциях Китая сооружены стелы, построены храмы и мавзолеи.

Чуньюй И

Чуньюй И (Цан-гун) жил 215—150 гг. до н. в эпоху Западной династии Хань.

Место, где родился Чуньюй И находится на территории современной китайской провинции Шаньдун. Одно время он работал на дожности управляющего амбарами, где и получил прозвище «Повелитель амбаров» - Цан-гун. Одновременно с несением службы, он увлекался изучением медицины. Когда знания его стали достаточны, чтобы оставить службу, он посвятил всё свое время медицине.

В лечении Чуньюй И сочетал иглоукалывание с лекарственной терапией, искусно владел пульсовой диагностикой. Вел подробные истории болезни, анализируя которые, делал выводы о правильности или не успешности лечения.

Хуа То

Хуа То, родился неизвестно в каком, а умер в 208 г. Родился на территории современной китайской провинции Аньхой. Жил и врачевал в эпоху Восточной династии Хань. На решение заниматься медициной повлияла ранняя смерть матери, которой ни один врач не смог помочь.

Ещё в момент обучения ему прочили блестящее медицинское будущее. Но от высокой должности, которую ему предложили правители Восточной династии, Хуа То отказался. Его мать не была знатной, вылечить её никто не смог, и он сам решил посвятить себя лечению простых людей. Он лечил людей, странствуя.

В Китае Хуа То считается основателем хирургии. Он успешно под общим наркозом проводил операции брюшной полости. Отлично владел методами иглоукалывания, прижигания, лечения внутренних и наружных, детских и женских болезней. Это Хуа То открыл расположенные с двух сторон позвоночника внеканальные точки Цзя-цзи.

Записи в Книге о династии Суй («Суй шу») сказано, что Хуа То был автором книг «Тайные дела Хуа То» (Хау То нэй ши) и «Канон прижигания и укалывания для чтения в постели» (Чжэнь чжун цзю цы цзин). К сожалению, к настоящему времени эти книги утеряны. Также Хуа То является автором системы физических упражнений в подражание движением медведя, оленя, тигра, аиста и обезьяны – «У-цинь-си».

Чжан Чжунцзин

Чжан Чжунцзин (Чжан Цзи) (150- 219 гг.). Чжан Чжунцзин, знаменитый врач древности Родился на территории современной китайской провинции Хэнань. Врачевал во время правления Восточной династии, обладал привилегиями и дослужился до должности правителя области Чанша.

В 196-206 годах на территории страны свирепствовали эпидемии. Из родственников самого Чжан Чжунцзина умерло от болезней две трети из многочисленного рода более чем в 200 человек. При этом причиной смерти чаще всего были «болезни повреждения холодом». Знаменитый врач стал более глубоко исследовать древние рукописи по медицине, обобщая опыт всех врачей древности.

В итоге его труды вылились в книгу «Рассуждения о повреждении холодом и смешанных болезнях» (Шан хань цза бин лунь) в 16 томах. Эта знаменитая книга растерялась в войнах и смутах, круживших вокруг того времени. Спустя время Ван Шухэ (180-270) смог собрать и систематизировать записи Чжан Цзи, и составить из них две книги – «Рассуждения о повреждении холодом», посвященную болезням от холода, и «Краткий очерк из золотого ларца», посвященную болезням из-за внутреннего нарушения.

Ван Шухэ

Ван Шухэ (180-270 гг.) родился на территории современной китайской провинции Шаньдун. Ему повезло семьёй – большое внимание в ней уделялось образованию, и сами родители были знатными и просвещенными людьми. Ван Шухэ с детства полюбил много читать, имея разносторонние интересы. Врачевал во времена правления двух династий – Вэй (220-265) и Цзинь (265-420).

Во время восстания «желтых повязок», Ван Шухэ и его семье пришлось перебраться в город Цзинчжоу – восставшие в первую очередь убивали аристократов и чиновников. На новом месте Ван Шухэ познакомился и сдружился с учеником знаменитого врачевателя Чжан Чжунцзина – Вэй Сюнем. Так он заинтересовался медициной, приобретя со временем отличные знания и опыт. Сначала он работал лекарем в действующей армии, затем – придворным лекарем, личным врачом императора, и наконец – начальником Императорского медицинского приказа.

Ван Шухэ стал основоположником метода ощупывания пульса на отрезке Цунь-коу. Именно он подробнейшим образом описал 24 типа пульса. Пульсовая диагностика много получила от Ван Шухэ, написавшего «Канон пульса (Май цзин) – первую книгу в Китае по пульсовой диагностике, изданную в 242 году. Теорией иглоукалывания и прижигания Ван Шухэ владел в совершенстве. Был исследователем каналов, канальных точек, коллатералей. Ещё Ван Шухэ предупреждал о вреде жареной пищи, чрезмерного потребления спиртного, переедания, недопустимости употребления грязных продуктов.

Большой вклад внес Ван Шухэ и в сохранение древних письменных памятников. Оно собрал разрозненные и растерявшиеся во времена смут части книги Чжан Чжунцзина «Рассуждения о повреждении холодом и смешанных болезнях» (Шан хань цза бин лунь), и составил из них две книги – «Краткий очерк из ларца» и «Рассуждения о повреждении холодом». В таком виде и сохранился труд Чжан Чжунцзина.

Хуанфу Ми

Хуанфу Ми родился на территории современной китайской провинции Ганьсу в 215 году. Ему довелось жить на стыке правления двух династий – династии Вэй (220-265 гг.) и династии Цзинь (265-420 гг.).

В Книге о династии Цзинь имеется запись «Повествование о Хуанфу Ми», где говорится, что прадед его был начальником военного приказа при династии Хань-Хуанфу, и именно отдавал распоряжения на особо жестокое подавление восстания «желтых повязок».

Семья Хуанфу Ми обеднела к моменту его рождения, к тому же мальчик рано осиротел, и воспитывался в семье дяди. Читать Хуанфу Ми не умел долго, так как денег в семье не хватало на его обучение. И только в двадцатилетнем возрасте он смог с головой погрузиться в учебу, которая настолько захватила его, что Хуафу Ми добился признания, как известный ученый, историк и врач. Причем, врачевать он стал после сорока лет, после того, как заболел сам, и никто их врачей не смог ему помочь. А заболел Хуанфу Ми ревматизмом, и мучили его сильные боли в правой ноге.

Пришлось взяться за изучение медицинских книг самому. Хуанфу Ми лично делал себе иглоукалывание и прижигание, в некоторых случаях просил об этом сына. Помимо иглоукалывания от сильных ревматических болей он применял постановку банок и массаж. От сильнейшего ревматизма он избавился за четыре года. Не так–то просто вылечиться от сильного ревматизма. Не быстро, зато излечение произошло полное, не только от ревматизма, но и от других своих заболеваний. Хуанфу излечил даже появившуюся у него к тому возрасту глухоту. И все излечения произошли благодаря иглоукалыванию, прижиганиям, массажу и банкам .

Хуанфу Ми в 282 году издал книгу «Канон основ иглоукалывания и прижигания» (Чжэнь цзю цзя и цзин). В этом каноне систематизированы названия 349 канальных точек, а также их места расположения, техника укалывания и прижигания, показания к применению. Эта книга считается самой ранней из книг, посвященных чжэньцзю-терапии, и благодаря ей происходило дальнейшее развитие этого направления.

Также Хуанфу Ми сочинил несколько исторических повествований. Ему даже предлагалась должность воспитателя наследника престола, сына императора У-ди. Но от такой чести Хуанфу Ми отказался, изъявив желание посвятить свою дальнейшую жизнь изучению медицины. Причем, отказ императору последовал в изящной стихотворной форме, отчего правитель пришел в восторг, и отнесся к нему с пониманием, послав великому ученому в подарок древние медицинские книги.

Чжэнь Цюань

Чжэнь Цюань (540—643 гг.). Врач эпох правления династий Суй (581—618 гг.) и Тан (618—907 гг.). Родился на территории современной провинции Хэнань. Заболела его мать, и это стало причиной проявления его интереса к медицине. Основные идеи медицины от постигал глубоко и основательно. Особенно удавалась ему техника прижигания и иглоукалывания.

В 581 г. был назначен на должность корректора текстов Приказа учета населения и карт. Примеры искусства врачевания Чжэнь Цюаня приводятся в книгах «Синь Тан шу» (Книга новой династии Тан), «Бэй цзи цянь цзинь яо фан» (Готовые на случай необходимости бесценные рецепты), «Фугоу сянь чжи» (Хроника уезда Фугоу).

В письменных источниках, датируемых 601—604 гг., описано лечение этого лекаря отваром корня лазурника, а также использование точек Ян-лин-цюань VB.34,Фэн-чи VB.20, Цюй-чи GI.11, Чжи-гоу TR.6, Шан-цзюй-сюй Е.37, Цзянь-юй GI.15,Ся-цзюй-сюй Е.39, Ся-лянь GI.8. В это же время дворцовые императорские стражники заболели болезнью "бери-бери", у канцлера Ревизионной палаты был ревматизм и не слушались ноги. Чжэнь Цюань вылечил их всех, укалывая Хуань-тяо VB.30, Ян-лин-цюань VB.34 и другие точки.

Во время правления династии Суй начальник округа Лу Шэди Цинь заболел односторонним параличом, и вылечить его не смог никто из врачей. Лишь Чжэнь Цюань, укалывая точку Цзянь-юй GI.15, смог помочь больному.

В годы царствования У-дэ (618—626 гг.) у начальника округа Чэнь Цзюнчо «внезапно появилась опухоль в области челюсти, а в горле возникли преграды, не позволявшие ему есть и пить три дня», Чжэнь Цюань произвел укалывание с кровопусканием в точке Шан-ян GI.1 на правой руке и у больного наступило выздоровление.

В 643 г. император Тай-цзун поздравил Чжэнь Цюаня со 103-летием, лично посетив его и его семью, побеседовав с лекарем об искусстве долголетия, а также пожаловал Чжэню должность, и подарив чайный столик и посох, одежду и другие подарки.

Чжэнь Цюань является автором нескольких книг, но, к сожалению, все они к настоящему времени утеряны. В книгах «Бэй цзи цянь цзинь яо фан» (Готовые на случай необходимости бесценные рецепты) и «Вай тай ми яо фан» (Секретные рецепты чиновника) даются ссылки на такие книги Чжэнь Цюаня, как «Чертежи точек на теле человека», «Подборка текстов из канонов иглоукалывания» и «Рецепты иглоукалывания».

Сюй Вэньбо

Сюй Вэньбо (V-VI вв.). Жил во время правления Южной династии Ци (479—502 гг.) эпохи Южных и Северных царств (420-589 гг.). Несмотря на то, что Сюй родился в семье потомственных врачей, он вовсе не считал медицину своей профессией. По службе достиг должности правителя области. Однако, в медицине он был мастером, в особенности в технике иглоукалывания.

Вот какие истории о мастерстве Сюй Вэньбо описываются в древних книгах. Как то, гуляя вместе с императором Хоу-фэй-ди, правившим в 473—477 гг., повстречали они беременную женщину. Император, который также слыл знатоком в диагностике, выразил. мнение: «В этом чреве девочка». Затем приказал и Сюй Вэньбо продиагностировать ее.
Сюй Вэньбо заявил: «В этом чреве двое — мальчик и девочка». Император страшно разозлился, так что даже хотел вспороть женщине живот, дабы доказать свою правоту. Сюй Вэньбо остановил его и сказал: «Ваше величество, позвольте мне произвести ей иглоукалывание». Он применил методы седатации в Сань-инь-цзяо RP.6 и методы стимуляции в Хэ-гу GI.4. В результате иглоукалывания у женщины произошел выкидыш, и из чрева один за другим вышли два плода.
С тех пор установилось, что укалывание этих точек при беременности противопоказано.

Как то Сюй Вэньбо лечил женщину, жизнь которой была в опасности из-за трудных родов. При осмотре он определил, что плод мертв. Проведя укалывание в двух точках Сань-инь-цзяо RP.6, и применив методы седатации в двух точках Тай-чун F.3. И плод вышел.

Сюй Вэньбо является автором «Ляо фу жэнь цзя» (Лечение затвердений в животе у женщин), «Яо фан» (Лекарственные рецепты), а также других книг.

Гэ Хун

Гэ Хун (283-343 гг.). Родился Гэ Хун в провинции, современное название которой Цзяньсу, в семье потомственных чиновников. Эта семья к моменту рождения Гэ обеднела. И сам он осиротел рано, оставшись в крайне затруднительном материальном положении.

Это не сбило его с пути и не отторгло от желания обучаться – Гэ Хун усиленно изучал даосизм и конфуцианство. Аристократический титул Гэ Хун получил, отличившись при подавлении крестьянского восстания в 303 году.

Большинство своих знаменитых произведений Гэ Хун написал в последние годы жизни, которые провел на горе Лофушань около Гуанчжоу, в уединении. Гэ Хун прославился в веках, как знаменитый врач, фармаколог, алхимик, даос и ученый эпохи правления династии Цзинь. Наиболее важный его труд – это «Баопу-цзы» (Мудрец, объемлющий первозданную простоту), алхимический трактат. Кстати Баопу-цзы – это псевдоним самого Гэ Хуна.

В этом трактате излагается даосское учение о физическом бессмертии и способах его достижения. По мнению Гэ Хуна, самым важным способом достижения бессмертия является алхимическое создание эликсира бессмертия.

Гэ Хун также является автором медицинской книги, сохранившейся до наших дней частично – «Рецепты под рукой на случай необходимости» (Чжоу хоу бэй цзи фан). В ней собраны способы лечения 70 острых заболеваний. Гэ Хун наиболее предпочитал прижигание, как метод лечения, одновременно простой, удобный и дешевый. Прижигание он призывал применять при неотложной медицинской помощи в случаях, когда необходимых соответствующих лекарств под рукой нет. Супруга Гэ Хуна – Бао Гу (309-363 гг.) была первым в Китае специалистом по прижиганию женского пола.

Ван Тао

Врач эпохи правления династии Тан (618—907 гг.). Родился на территории современной провинции Шэньси в чиновничьей семье. Дед Вана был первым министром императора Тай-цзуна, правившего в 627—650 гг. Отец Вана и его старший брат также занимали высокие должности. Ван Тао профессиональным врачом никогда не был, и в течении жизни сменил несколько должностей, тем самым продолжив семейную традицию.

Ван Тао был болезненным юношей, почти постоянно принимаюшим какие-либо лекарства. Начал изучать медицину он именно из-за интереса к механизму действия лекарственных средств. После того, как заболела мать Ван Тао, желание овладеть медицинскими знаниями у него возросло. Благодаря помощи знаменитых врачей, Ван Тао достаточно хорошо овладел основами медицины.

Когда Ван Тао назначили чиновником государственного книгохранилища Хун-вэнь, он получил доступ к величайшей сокровищнице – ведь там хранилось огромное множество древних книг. Служил в хранилище он более 20 лет, читая, выписывая наиболее ценные рецепты. Так и собрал богатейшие материалы.

Когда Ван Тао отправили на службу в другую местность, он захватил с собой все собранные материалы. Благодаря им он смог исцелить во время эпидемии многих людей. В 752 году Ван составляет книгу на основе собранных им медицинских рецептов – «Секретные рецепты чиновника». В это же книге описаны и методы прижигания.

Как считал Тао, прижигание может оказать неотложную помощь и в острых состояниях. А вот иглоукалывание он отвергал, заявляя, что «игла может убить живого человека. Но не может поднять мертвого».

Цуй Чжити

Врач эпохи правления династии Тан (618—907 гг.). Родился на территории современной провинции Хэнань. Во время царствования императора Гао-цзу (650—683 гг.) занимал должность заместителя начальника Государственной канцелярии. В 679 г. был назначен начальником Приказа по учету населения и сбору налогов.

Написал труд «Гу чжэн бин цзю фан» (Способ прижигания при болезни пропаривания костей), посвященный описанию лечение туберкулеза методами прижигания.

Это была первая книга, специально посвященная лечению отдельного заболевания. К настоящему времени эта книга утеряна, но на нее имеются ссылки в «Вай Taй ми яо фан» (Секретные рецепты чиновника).

Являлся автором и некоторых других книг, котрые, к сожалению, утеряны к настоящему времени.

Ян Сюаньцао

Ян Сюаньцао (VII в.). Являлся врачом начального периода правления династии Тан (618—907 гг.). В свое время служил и в должности начальника уездной охраны в округе Шэчжоу (па территории современной провинции Аньхой).

Ян искусно толковал медицинские каноны, внес определенный вклад в разъяснение принципов иглоукалывания и прижигания.

Написал «Хуанди ба ши и нань цзин чжу» (Комментарии к Канону восьмидесяти одной трудности [содержащейся в Каноне] Желтого императора), «Су вэнь ши инь» (Разъяснение неясностей канона „Су вэнь"), «Чжэнь цзин инь и» (Комментарии к Канонам иглоукалывания) и других книг.

Ян Шаншань

Ян Шаншань (585-670 гг.). Врач, живший в эпоху правления династий Суй (581—618 гг.) и Тан (618—907 гг.). Место рождения его неизвестно.

В книге «Гу цзинь и тун да цюань» (Все о традициях медицины в древности и ныне), изданной в 1556 г., Ян Шаншань назван весьма знаменитым и почетным придворным лекарем годов царствования Да-е (605—617 гг.) династии Суй.

В годы царствования императора Гао-цзуна (656—660 гг.) династии Тан он занимал должность ученого-цензора. В 666 г. получил высочайшее повеление написать книгу-комментарий «Хуанди нэй цзин тай су» (Величайшая простота Канона Желтого императора о внутреннем), в которой произвел систематизированное исследование «Хуанди нэй цзин» (Канон Желтого императора о внутреннем), снабдив текст своими комментариями.

Особое внимание Ян уделял чжэньцзю-терапии. Написал книгу «Хуанди нэй цзин мин тан» (Точки для укалывания и прижигания Канона Желтого императора о внутреннем), специально посвященной канальным точкам. Во времена правления династии Тан (618—907 гг.) эта книга считалась основным учебным пособием в процессе обучения чжэньцзю-терапии. К сожалению, сохранился лишь один том из тридцати, а все остальные утерены.

Сунь Сымяо

Cунь Сымяо (581—682 гг.). Сунь Сымяо, основоположник чжэньцзю-терапии Этот знаменитый врач попрактиковал в период правления двух династий – Суй (581-618 гг.) и Тан (618-907 гг.). Родился Сунь Сымяо на территории современной китайской провинции Шэньси.

С детства Сунь Сымяо был весьма болезненным, что и вызвало у него горячее желание научиться лечить. Уже к 20-летнему возрасту, он овладел книжными теориями. Увлекался философией, буддийскими канонами. Но медицина была его «коньком». Все её разделы он постиг в совершенстве, а на практике являлся Врачом с большой буквы достойным образцом подражания для врачей многих поколений и высокоморальным индивидуумом.

Сунь Сымяо странствовал по провинции Сычуань, леча людей. На предложения императора династии Тан служить у него, а также на предложение ему должности преподавателя Императорской медицинской канцелярии, Сунь отвечал отказом. Учился новому Сунь Сымяо постоянно. Он изучил индийскую медицину, профилактику заболеваний, принципы подержания здоровья в повседневной жизни.

Иглоукалывание сочетал с лекарственной терапией, открыл новые внеканальные точки, оставил после себя множество рецептов использования чжэньцзю-терапии. Открыл точки, помогающие в успокоении сумасшедшего – «тринадцать точек черта». О диабете Сунь говорил, что если при нем исключить три вещи: "вино, секс и злаковые продукты, содержащие крахмал и соль; если соблюдать такой режим, то излечение может произойти без лекарств". Излечение от диабета без лекарств - мечта диабетика.

Сунь Сымяо жил в уединенной пещере на горе Убай. Однако туда постоянно тянулись жаждущие помощи люди, как знатные, так и простолюдины.

Ближе к концу своих земных дней, Сунь написал книгу «Готовые на случай необходимости бесценные рецепты».
Сунь Сымяо в старостиПрожил Сунь Сымяо 101 год. Имя этого великого лекаря в Китае является символом долголетия, которого можно достичь благодаря высоким моральным качествам и здоровому образу жизни.

Доу Ханьцин (1196-1280 гг.)

Доу Ханьцин (Доу Цзе) - знаменитый врач эпохи правления династий Цзинь (1115—1234 гг.) и Юань (1279—1368 гг.), родившийся на территории современной провинции Хэбэй. Хорошо учился и полюбил науку с молодости. Многочисленные набеги монголов на Китай в то время, вынудили Доу Цзе перебраться на юг Китая, найдя пристанище у родственников матери. Однако семью он потерял…

Позже женился на дочери одного пожилого врача по фамилии Ван, который заинтересовал Доу Ханьцина медициной. Проживая в провинции Хэнань, Доу Ханьцин познакомился с известным врачом Ли Хао, который научил его методам укалывания. Стал заниматься наукой и медицинской практикой. И в 1260 г. Доу Цзе был назначен придворным толкователем канонов Императорской академической палаты Ханьлинь.

После основания монгольской династии Юань в 1279 г. был приглашен на службу к императору Хубилаю в качестве его канцлера и наставника. Скончался на 85 году жизни, и посмертно ему был присвоен почетный титул «исправителя текстов».
Особое внимание в иглоукалывании и прижигании Доу Ханьцин уделял системе каналов и коллатералей, распознавал «вершины» и «корни» каналов, искусно владел методами стимуляции и седатации, хорошо постиг восемь методов священной черепахи, методы выливания и вливания Цзы-У, восемь методов взлета.

Доу Цзе является автором книги «Чжэнь цзин чжи нань» (Руководство по Канону иглоукалывания, 1295 г.), поэм «Познание сокровенной сущности», «Прояснение таинства» и других произведений.

Хэ Жоюй(ХII-ХIII вв.)

Хэ Жоюй - врач эпохи правления династии Цзинь (1115—1234 гг.). Искусный мастер иглоукалывания и прижигания, хорошо разбирался в системе каналов и коллатералей.

Хэ Жоюй - основоположник методов иглоукалывания по «выливанию и вливанию Цзы-У». Основываясь на записях в Каноне Желтого императора о внутреннем (канон «Хуанди нэй цзин»), а также в других древних книгах, он первым стал применять укалывание «открытых» точек в определенные части суток по закономерностям циркуляции Ци и крови в каналах. Также, именно Хэ Жоюн предложил использовать «порождающие» и «формирующие» числа при стимуляции и седатации, и по определенным принципам устанавливать продолжительность иглоукалывания в зависимости от числа выдохов и вдохов пациента.

Ван Чжичжун (XII в.)

Врач эпохи правления Южной династии Сун (1127—1279 гг.). Родился на территории современной провинции Чжэцзян. В 1169 г. получил высокую степень «продвинутого мужа» (цзиньши), был принят чиновником на государственной службе, преподавал в различных округах.

Его познания в области иглоукалывания и прижигания были очень глубоки. Ван Чжичжун произвел исследования точек, вывел принципы их выбора, применения методов прижигания. В 1220 г. Ван Чжичжун написал книгу «Чжэнь цзю цзы шэн цзин» (Канон, обязанный появлением иглоукалыванию и прижиганию), в которой был обобщен клинический опыт врачей древности, также народные способы лечения с помощью методов чжэньцзю-терапии.

Ма Даньян (Ма Юй) (1123-1183 гг.)

Это знаменитый даос и одновременно известный врач эпохи правления династии Цзинь (1115—1234 гг.). Родился на территории современной провинции Шэньси. В период 1153—1156 гг. выдержал экзамен на высшую степень в системе государственных экзаменов - степень «продвинутого мужа» (цзиньши). Однако, в 1167 г. под влиянием даосизма от этой должности отказался и даже покинул свою. семью.

Ма Даньян очень сильно увлекался медициной, особенно удавалось ему иглоукалывание и прижигание. Всех обратившихся к нему больных он охотно и успешно лечил, добиваясь удивительных результатов. Ма Даньян вылечил множество людей, и заслуженно пользовался большой известностью среди народа.

Ма Даньян выделил двенадцать самых эффективных, по его мнению, точек — Цзу-сань-ли Е.36, Нэй-тин Е.44, Кунь-лунь V.60, Цюй-чи GI.11, Хэ-гу GI.4, Хуань-тяо VB.30, Вэй-чжун V.40, Чэн-шань V.57, Тай-чун F.3, Ян-лин-цюань VB.34, Ле-цюэ Р.7, Тун-ли С.5. В XIV веке была написана «Песня о лечении различных болезней при помощи двенадцати точек Ма Даньяна», которая до сих пор относится к песням, обязательным к изучению наизусть врачами. Оказал очень большой вклад в развитие методов сочетания точек.

Си Хун (ХII в.)

Врач эпохи правления династии Сун (960—1279 гг.). Информации о самом Си Хуне практически не сохранилось. Известно, что в 1127 г., ему пришлось спасаться от нашествия кочевых племен чжурчжэней, бегством на юг Китая.

Си Хун был из семьи потомственных врачей, которая из поколения в поколение хорошо владела техникой иглоукалывания и прижигания. Известно также двенадцать поколений потомков Си Хуна, унаследовавших его мастерство. В книге «Чжэнь цзю да цюань» (Все о иглоукалывании и прижигании), изданной в 1439 г., содержится «Поэма Си Хуна», обобщающая опыт лечения распространенных болезней, и имеющая большое практическое значение, за счет высокой справочной ценности, высоко оценена врачами.

Ван Вэйи (987-1067 гг.)

Знаменитый врач эпохи правления династии Сун (960—1279 гг.). Место рождения неизвестно.
Работал на почетной должности медицинского чиновника Императорской академической палаты Ханьлинь, затем фармацевтом Министерства императорского двора, преподавателем Императорского медицинского управления. Весьма удавалось ему иглоукалывание и прижигание. В «Сун ши» (История династии Сун) упоминается книга авторства Ван Вэйи «Мин тан цзин» (Канон точек для укалывания и прижигания), которая, к сожалению, до нашего времени не дошла.

В 1023 г. получил высочайшее императорское повеление составить книгу на основе древних медицинских канонов по теме иглоукалывания и прижигания. В 1026 г. вышла книга его авторства «Тун жэнь шу сюэ чжэнь цзю гу цзин» (Иллюстрированный канон точек иглоукалывания и прижигания на бронзовой фигуре человека), описывающая 354 канальных точки, с указанием их местоположения, там же даны и показания к применению биологически активных точек, техника укалывания и прижигания, выполнены поясняющие иллюстрации. Текст этой книги был высечен на двух каменных стелах, установленных для всеобщего обозрения в столице династии Сун - Кайфыне.

В 1027 г. Ван Вэйи отлил два бронзовых полых макета взрослого мужчины в натуральную величину с указанием линий прохождения каналов и с небольшими отверстиями в местах расположения акупунктурных точек. Макеты состояли из передней и задней частей, и использовались в процессе обучения и для проведения экзаменов. Фигуры покрывались воском, а затем внутренность их наполнялась ртутью или водой. Экзаменующийся должен был произвести укалывание в конкретной точке. Если место прокалывания было выбрано правильно, то игла легко проходила внутрь макета и выходила капля воды, в этом случае нахождение точки и проведение экзамена считалось успешным. Если точка была выбрана с малейшей погрешностью, то игла упиралась в бронзовую поверхность макета.

Ван Бин (710-805 гг.)

Врач эпохи правления династии Тан (618—907 гг.). Место рождения этого специалиста неизвестно. В молодости Ван Бин серьезно увлекался даосизмом, искал пути поддержания в норме здоровья и продления срока качественной жизни. Серьезно увлекался и медициной, уделяя особое внимание канону «Хуанди нэй цзин» (Канон Желтого императора о внутреннем).

В период 750—762 гг. систематизировал канон «Су вэнь», подготовив к нему обширные комментарии. В результате в свет вышла книга «Хуанди нэй цзин су вэнь чжу» (Комментарии к «Су вэнь» Канона Желтого императора о внутреннем). В этой книге описано очень много приемов иглоукалывания, проведена сверка и исправления мест локализации некоторых точек, предложены авторские способы лечения болезней при помощи чжэньцзю-терапии. Также Ван Бин написал нескольких других книг, к сожалению, утерянных к настоящему времени. С 762 г. работал начальником Приказа императорских слуг.

Ли Шичжэнь (1518-1593 гг.)

Ли Шичжэнь - выдающийся фармацевт, врач и ученый эпохи правления династии Мин (1368—1644 гг.). Родился на территории современной провинции Хубэй в семье потомственных врачей. Дед его был известным «лекарем с колокольчиком». («Лекари с колокольчиками», или «бродячие лекари» ходили по улицам и рынкам городов и деревень с наборами игл и недорогих лекарств «на все случаи жизни», предлагая медицинские услуги простым людям. О своем приближении они предупреждали звоном колокольчика. Официальная медицина того времени считала их шарлатанами, однако они пользовались большим уважением у народных масс.)

Отец Ли Шичжэня также решил стать ученым врачом и даже получил должность в Императорской медицинской академии. Он пользовался уважением и известностью, как у населения, так и у коллег. В свое время написал книгу «Жзнь шэнь чуань» (Повествование о женьшене). Отец и был первым учителем Ли Шичжэня. С раннего возраста будущий известный врач просматривал книги, которыми пользовался отец, а иногда вместе с ним посещал пациентов. Отца социальный статус врача не устраивал, поэтому он решил, что его сын должен стать государственным чиновником. В возрасте 14 лет, для получения должности Ли Шичжэнь успешно сдал уездные экзамены, однако впоследствии на государственных трижды провалился. Изучение классических канонов он продолжил, стремясь со временем стать чиновником.

В возрасте 23 лет все же Ли Шичжэнь отказался от намерений стать государственным чиновником и решил посвятить жизнь медицине. Он углубился в изучение древних медицинских канонов, и со временем преуспел в диагностике и стал известным врачом, успешно применяя полученные знания на практике.

В 1551 г. Ли откликнулся на приглашение лечить сына правителя провинции Хубэй, Чукнязя. После исцеления он был приглашен к княжескому двору в качестве «достойного преклонения добродетельного человека», и назначен руководителем местной Канцелярии превосходного лечения. Тогда же был рекомендован в Императорскую медицинскую академию в Пекин. Ли Шичжэня тяготила бюрократическая система, и спустя год, он сослался на слабое здоровье и оставил карьеру чиновника. Вернувшись домой, он занялся медицинской практикой и составлением книг.

Большой вклад внес Ли Шичжэнь в лекарственную терапию. В области чжэньцзю-терапии произвел тщательные исследования восьми сосудов. Написал 11 произведений, только до наших дней сохранилось лишь три из них: «Бинь ху май сюэ» (Наука пульса с побережья озер, 1564 г.), «Ци цзин ба май као» (Исследование восьми необычных каналов, 1578 г.), «Бэнь цао ган му» (Целое и детали травоведения, 1590 г.).

Гао У (XV—XVI в.)

Гао У - знаменитый врач эпохи правления династии Мин (1368—1644 гг.). Родился на территории современной провинции Чжэцзян. Был весьма разносторонним образованным человеком. В молодости Гао У увлекался верховой стрельбой из лука и другим военным искусством. В годы царствования Цзя-цзин (1522—1566 гг.) успешно сдал государственные экзамены по военному делу и получил степень "военного цзюйжэня". Также много занимался и наукой, хорошо знал законы музыки и астрономию.

Медициной увлекся в поздние годы, и быстро хорошо овладел иглоукалыванием и прижиганием. Чтобы упорядочить местоположение точек, изготовил три бронзовых макета человеческого тела (мужчины, женщины и ребенка). В приемах укалывания примеры брал из канонов «Су вэнь» и «Нань цзин», отвергал комплексные приемы врачей эпох правления династий Юань и Мин. Собирал различные медицинские теории, поэмы и песни, написанные до эпохи правления династии Мин. Является автором нескольких книг, в том числе «Чжэнь цзю цзюй ин» (Собрание цвета иглоукалывания и прижигания, 1529 г.) и «Чжэнь цзю су наньяо чжи» (Сущность иглоукалывания и прижигания по "Су вэнь" и "Нань цзин", 1537 г.).

Ван Цзи (1463-1539 гг.)

Ван Цзи - врач эпохи правления династии Мин (1368—1644 гг.). Родился на территории современной провинции Аньхой. Отец Ван Цзи был известным в тех местах врачом. Он же и стал первым учителем своего сына. Когда заболела его мать, Ван Цзи начал более основательное изучение медицины. Тщательнейшим образом он исследовал древние медицинские книги, и в первую очередь, каноны «Су вэнь» и «Лин шу».

Медицинской практикой занимался на протяжении нескольких десятков лет. Хорошо разбирался в терапии и хирургии, прижигании, иглоукалывании. Считал, что иглоукалывание следует применять лишь в качестве седатации, а вот прижигание — в качестве стимуляции. Выступал за сочетание иглоукалывания с лекарственной терапией. Является автором нескольких книг, в том числе «Чжэнь цзю вэнь дуй» (Диалог об иглоукалывании и прижигании), изданной в 1530 г.

Лин Юнь (XV—XVI вв.)

Лин Юнь - знаменитый врач эпохи правления династии Мин (1368—1644 гг.). Родился на территории современной провинции Чжэцзян.

Мастерски выбирал точки для иглоукалывания. Наукой занимался с ранних лет. Его мать много лет болела, всякое лечение было бессильно. Тогда они вместе отправились к священной горе Тай-шань в провинции Шаньдун, чтобы получить исцеление, там и повстречали даоса, вылечившего мать, а Лин Юня научившего технике иглоукалывания.

Со временем Лин Юнь стал знаменитым врачом и сам смог вылечивать множество людей. Во времена царствования императора Сяо-цзуна (1488—1505 гг.) был приглашен в столицу для изготовления бронзовой фигуры человеческого тела, тогда же был назначен придворным лекарем.

Чэнь Хуэй (ХIV-ХV вв.)

Чэнь Хуэй - врач эпохи правления династии Мин (1368—1644 гг.), последователь Си Хуна в одиннадцатом поколении. Учился у прямого потомка Си Хуна в десятом колене - Си Синьцзина. Являлся преемником опыта семейной школы Си Хуна. Имел 24 ученика, среди которых выделялся Лю Цзинь.

В иглоукалывании и прижигании особое внимание Чэнь Хуэй уделял методам седатации и стимуляции, разграничению левого и правого, мужского и женского. Автор книги «Гуан ай шу» (Книга всеобъемлющей любви, завещанная своим умершим преемникам), которая была впоследствии утеряна. Ученик его, Лю Цзинь, дополнив эту книгу, издал канон «Шэн ин цзин» (Канон священного предвестия). В 1645 г. эта книга была переиздана в Японии.

Сюй Фэн (XIV—XV вв.)

Сюй Фэн - врач эпохи правления династии Мин (1368—1644 гг.). Родился на территории современной провинции Цзянси. Изучение чжэньцзю-терапии Сюй Фэн начал в 1400 году у Ни Мэнчжуна — последователя старца Цюаньши (автора поэмы «Золотая игла»), а затем и у Пэн Цзюсы.

Являлся преемником школы Доу Ханьцина. Хорошо владел методами седатации и стимуляции, использованием точек в определенные промежутки времени, преклонялся перед поэмой своего наставника - «Золотая игла». В 1439 г. составил книгу «Чжэнь цзю да цюань» (Все об иглоукалывании и прижигании), в которой особое внимание уделяется приемам укалывания.

Хуа Шоу - врач конца правления династии Юань (1279—1368 гг.) и начала правления династии Мин (1368— 1644 гг.). Родился на территории современной провинции Хэнань. С ранних лет отличался сообразительностью, хорошо учился, увлекался поэзией и литературой. Медицине учился у известных врачей-современников — Baн Цзюйчжуна и Гао Дуняна. Глубоко постиг «Су вэнь», «Нань цзин» и другие древние книги, произвел тщательные исследования теории системы каналов и коллатералей, хорошо владел техникой иглоукалывания. Современники уго уважали, величая его «чудесным исцелителем», «почтенным святым».

B 1341 г. путем Хуа Шоу дополнил и упорядочил книгу, утерянную в настоящее время «Цзинь лань сюнь цзин цюй сюэ ту цзе» (Иллюстрированное толкование нахождения точек по ходу каналов Золотой орхидеи). И составил книгу «Ши сы цзин фа хуэй» (Проявления четырнадцати каналов), исследующую и анализирующую распространение и пути прохождения четырнадцати каналов. Также Хуа Шоу является автором некоторых и других книг, к настоящему времени, увы, утерянных.

Ван Гожуй (ХIII-ХIY вв.)

Ван Гожуй - врач эпохи правления династии Юань (1279—1368 гг.). Родился на территории современной провинции Чжэцзян. Отцом его был известный врач Ван Кай. Сам Ван Гожуй являлся последователем Доу Ханьцина (Доу Цзе).

Был искусен в технике иглоукалывания. Является автором книги «Бянь Цюэ шень ин чжэнь цзю юй лун цзин» (Канон священного предвестия Бянь Цюэ, Иглоукалывания и прижигания, Яшмового дракона), изданной в 1329 г.

Чжан Цзебинь (Чжан Цзинюэ) (1563—1640 гг.)

Чжан Цзебинь - знаменитый врач эпохи правления династии Мин (1368—1644 гг.). Родился на территории современной провинции Чжэцзян.

В столицу прибыл ещё в детстве вместе с отцом. В возрасте 19 лет начал учиться медицине у известного врача Цзинь Ина. В средние годы находился при армии, служил в Хэбэй (к северу от Хуанхэ), на северо-востоке Китая и в других местах. За годы службы высокого положения Чжан не достиг, поэтому вернулся на родину и уже полностью посвятил себя медицине.

Глубоко исследовал каноны «Су вэнь» и «Лин шу». Более 30 лет жизни посвятил составлению книги «Лэй цзин» (Упорядоченный Канон Желтого императора о внутреннем), изданной в 1624 г. Позже издал книгу «Лэй цзин ту и» (Иллюстрированные крылья, несущие “Упорядоченный Канон”).

У Кунь (1551-1620 гг.)

У Кунь - знаменитый врач эпохи правления династии Мин (1368—1644 гг.). Родился на территории современной провинции Аньхой.

Начал заниматься наукой в возрасте 15 лет, увлекался медициной, досконально изучил каноны «Лин шу» и «Су вэнь».

Первое время учился у своего земляка. После трех лет учебы обошел местности к югу от реки Янцзы, где безуспешно пытался найти учителей, знающих более того, что уже знает он. В теории медицины У Кунь преклонялся перед каноном «Хуанди нэй цзин» (Канон Желтого императора о внутреннем). В лечении особое внимание уделял сочетанию иглоукалывания и лекарственной терапии. Оказал очень большое влияние на дальнейшее развитие медицины, особенно на понимание древних медицинских канонов, науки иглоукалывания и прижигания.

Написал несколько книг, в том числе «У чжу Хуанди нэй цзин су вэнь» (Комментарии У [Куня] к “Су вэнь” Канона Желтого императора о внутреннем), «Чжэнь фан лю цзи» (Собрание в шести томах по приемам иглоукалывания, 1618 г.).

Ян Цзичжоу (1522-1620 гг.)

Ян Цзичжоу - знаменитый врач эпохи правления династии Мин (1368—1644 гг.). Родился на территории современной провинции Чжэцзян.

Занятие Ян Цзичжоу медициной, как и у многих врачей древности, имеет семейные истоки. Его дед в свое время занимал должность придворного лекаря Императорской медицинской академии. В семье была собрана богатая библиотека медицинских книг, в числе которых были очень редкие. Особый упор в лечении всегда делался на чжэньцзю-терапию.

С юношества Ян Цзичжоу занимался над экзаменационной работой для получения чиновничьей должности. Благодаря своим выдающимся успехам в медицине, в 1551 г. его назначили придворным лекарем, а в 1568 г. он получил должность в Императорской медицинской академии. В течение многих лет Ян изучал древнюю медицинскую литературу, а медицинской практикой успешно занимался более 50 лет.

В 1601 г. на основе собранных семьей медицинских материалов и собственного богатого опыта лечения Ян Цзичжоу издает книгу «Чжэнь цзю да чэн» (Великие достижения иглоукалывания и прижигания). Эта книга обладает высокой справочной ценностью и является собранием великих достижений и опыта иглоукалывания и прижигания до эпохи правления династии Мин. Многие поколения врачей уделяли ей самое пристальное внимание. Со времени своего первого издания до настоящего времени книга переиздавалась уже 47 раз.

Сюй Чуньфу (1520-1596 гг.)

Сюй Чуньфу - врач эпохи правления династии Мин (1368—1644 гг.). Родился на территории современной провинции Аньхой в семье потомственных поэтов и ученых. С ранних лет с большим усердием занимался наукой, готовился к карьере государственного чиновника.

Рос Сюй слабым и болезненным, что и стало причиной его повышенного интереса к медицине. От мысли стать чиновником он вскоре отказался и решил посвятить свою жизнь медицине. Изучение медицины начал у известного врача Ван Хуаня, большое внимание уделял чжэньцзю-терапии, тщательно исследовал древние медицинские книги. Со временем Сюй перебрался в столицу и получил должность в Императорской медицинской академии, активно занимался медицинской практикой. В 1554—1556 гг. составил 100-томную серию «Гу цзинь и тун да цюань» (Все о традициях медицины в древности и ныне).

Ли Янь (XVI в.)

Ли Янь - врач эпохи правления династии Мин (1368—1644 гг.). Родился на территории современной провинции Цзянси.

Сведений о жизни Ли Яня сохранилось очень мало. В 1575 г. Ли Янь издает книгу «И сюэ жу мэнь» (Вводный курс медицины), в которой большое внимание уделяется приемам укалывания.